Пояснительная записка к учебному плану Нормативные основания составления учебного плана Учебный план Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 465 (далее МАДОУ) разработан в соответствии со следующими документами: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (в редакции от 31.07.2020) - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» - Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент общего образования от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования». - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» Концептуальные основания (принципы) формирования учебного плана Содержание Учебного плана разработано в соответствии со следующими принципами: - принципом научной обоснованности и практической применимости (содержание учебного плана соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); - критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»); - принципом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, интеграции содержания и видов деятельности; - принципом комплексно-тематического построения образовательного процесса; - принципом культуросообразности образования; - решением программных образовательных задач в непрерывной образовательной деятельности (далее НОД) и совместной образовательной деятельности взрослого и детей в режимных моментах (далее СОД); - построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Программно-целевые основания (учебно-методический комплект Основной общеобразовательной программы дошкольного образования) Учебный план разработан с учетом: - федеральной образовательной программы дошкольного образования; - возрастных и индивидуальных особенностей детей; - части, формируемой участниками образовательных отношений - парциальных программ и методических пособий, выбранных участниками образовательных отношений. Для реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ООП ДО) в части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом запросов родителей и особенностей развития и интересов детей дошкольного возраста предусмотрено: - парциальная программа по познавательному развитию (ФЭМП) во всех возрастных группах «Математические ступеньки» Колесниковой Е.В., 2015 год; - парциальная программа по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) «Ладушки» Каплуновой И., Новоскольцевой И.; - парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» Лыковой И.А., 2014 год; - парциальная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду» Лыковой И.А., 2016 год. С целью осуществления коррекционной работы в МАДОУ функционирует логопункт, коррекционно-развивающая работа осуществляется учителем – логопедом. Количество воспитанников – 25 детей. Коррекционно-развивающие занятия учителя – логопеда не входят в учебный план. Занятия на логопункте проводятся малыми подгруппами (2-3 воспитанника), которые формируются с учетом логопедического заключения, а также уровнем сформированности знаний, умений и навыков детей, индивидуально и выводятся за пределы учебного плана. Количество занятий и состав групп определяется Письмом Минобразования РФ от 14.12.2000 г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Коррекционные занятия, проводимые учителем – логопедом, являются вариативными по отношению к занятиям по развитию речи в образовательном процессе (для детей, зачисленных на логопункт). Такая вариативность обеспечивает исключение превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребенка. - специальная (коррекционная) общеобразовательная технология «Программа логопедической работы по преодолению фонетикофонематического недоразвития речи у детей», «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др., 2012 г. Данный выбор программ обеспечивает целостность образовательной работы и способствует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. Содержание комплексной и парциальных программ способствует целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. Характеристика структуры учебного плана Учебный план МАДОУ соответствует Уставу, реализуемому УМК, отражает образовательные области, виды образовательной деятельности и виды деятельности детей, предусмотренные ФГОС ДО, гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с утвержденным муниципальным заданием. Учебный план МАДОУ на 2023 – 2024 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение НОД. Данное распределение не является жестко регламентируемым и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. Сроки реализации учебного плана: с 1 сентября 2023 года по 31 мая 2024 года. В середине учебного года с 01 января по 08 января 2024 года для воспитанников организуются недельные каникулы. Праздничные дни: 04-06 ноября 2023 года, 23-25 февраля 2024 года, 08-10 марта 2024 года, 28 апреля-01 мая 2024 года, 09-12 мая 2024 года. В летний период образовательная деятельность не проводится, организуются только спортивные праздники, развлечения музыкально эстетического цикла, экскурсии, а также увеличивается продолжительность прогулок. В МАДОУ функционирует 5 групп общеразвивающей направленности: - группа раннего возраста (с 2 до 3 лет) – 1; - младшая группа (с 3 до 4 лет) – 1; - средняя группа (с 4 до 5 лет) – 1; - старшая группа (с 5 до 6 лет) – 1; - подготовительная группа (с 6 до 7 лет) – 1. Все группы укомплектованы в соответствии с возрастными нормами. Образовательные области реализуются через образовательную деятельность: - «Социально-коммуникативное развитие»: «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание», «Ребенок в семье и сообществе», «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание», «Формирование основ безопасности»; - «Познавательное развитие»: «Формирование элементарных математических представлений», «Развитие познавательно-исследовательской деятельности», «Ознакомление с предметным окружением», «Ознакомление с социальным миром», «Ознакомление с миром природы»; - «Речевое развитие»: «Развитие речи», «Художественная литература»; - «Художественно-эстетическое развитие»: «Приобщение к искусству», «Изобразительная деятельность», «Конструктивно-модельная деятельность», «Музыкальная деятельность»; - «Физическое развитие»: «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни», «Физическая культура». Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» входят в расписание образовательной деятельности и реализуются в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Образовательные области «Речевое развитие» («Художественная литература»), «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» («Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни») - реализуются во всех видах деятельности и отражены в календарном планировании. Продолжительность образовательной деятельности зависит от возраста и психофизиологических особенностей детей: - для детей 3-го года жизни – не более 10 минут; - для детей 4-го года жизни – не более 15 минут; - для детей 5-го года жизни – не более 20 минут; - для детей 6-го года жизни – не более 25 минут; - для детей 7-го года жизни – не более 30 минут. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста: - группе раннего возраста – не более 20 минут; - в младшей группе – не более 30 минут; - в средней группе – не более 40 минут; - в старшей группе – не более 50 минут или 75 минут при организации 1 занятия после дневного сна; - в подготовительной к школе группе – не более 90 минут. В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, планируется в первую половину дня со вторника по четверг. Непрерывная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкальнохудожественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. НОД физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность. Непрерывная образовательная деятельность по физическому развитию детей организуется 3 раза в неделю. Один раз в неделю для детей 5-7 лет круглогодично организовывается НОД по физическому развитию детей на открытом воздухе с учетом местных климатических особенностей. В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводятся в зале. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях максимальное количество занятий физической культурой проводятся на улице. Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников, в условиях созданных педагогами предметнопространственной среды, по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей - 3-4 часа в день для всех возрастных групп. Учебный план составляется ежегодно с учетом нормативных правовых документов, принимается на Педагогическом совете и утверждается приказом заведующего. Учебный план образовательной деятельности на 2023 - 2024 уч. год по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в МАДОУ детский сад № 465 Образовательная область Вид деятельности Разделы программы группа раннего возраста (№ 1) неделя ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ СоциальноИгровая коммуникативное Познавательноразвитие исследовательская Коммуникативная Трудовая Познавательноисследовательская Коммуникативная Игровая неделя количество ОД/ минуты год неделя год неделя год подготовительная группа (№ 5) неделя год Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Ребенок в семье и сообществе Реализуется через интеграцию непрерывной образовательной деятельности; в совместной деятельности взрослого и детей; в самостоятельной деятельности детей Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Реализуется в совместной деятельности взрослого и детей. Для детей младшего дошкольного возраста через самообслуживание и простейшие трудовые поручения. Общественно-полезный труд для детей старшего дошкольного возраста проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственнобытового труда и труда в природе и не превышает 20 минут в день Реализуется через интеграцию непрерывной образовательной деятельности; в совместной деятельности взрослого и детей; в самостоятельной деятельности детей Формирование основ безопасности Познавательное развитие год Распределение образовательной деятельности по возрастным группам младшая группа средняя группа старшая группа (№ 3) (№ 4) (№ 2) ФЭМП Реализуется через интеграцию непрерывной образовательной деятельности; в совместной деятельности взрослого и детей; в самостоятельной деятельности детей 1/10 37/370 - - - - - - - - Развитие познавательноисследовательской деятельности Ознакомление с предметным окружением Реализуется через интеграцию непрерывной образовательной деятельности; в совместной деятельности взрослого и детей; в самостоятельной деятельности детей 0,25/10 9/90 0,25/15 9/135 0,25/20 9/180 0,25/25 9/225 0,25/30 9/270 Ознакомление с социальным миром 0,25/10 9/90 0,25/15 9/135 0,25/20 9/180 0,25/25 9/225 0,25/30 9/270 Ознакомление с миром природы Речевое развитие Художественноэстетическое развитие Коммуникативная Чтение художественной литературы Игровая Развитие речи Продуктивная Коммуникативная Музыкальная Познавательноисследовательская Изобразительная Игровая Приобщение к искусству Двигательная Познавательноисследовательская Коммуникативная Игровая 19/190 0,5/15 18/270 0,5/20 19/380 0,5/25 19/475 0,5/30 19/570 1/10 36/360 1/15 36/540 1/20 36/720 2/50 73/1825 2/60 73/2190 Художественная литература Изобразительная деятельность Конструктивномодельная деятельность Музыкальная деятельность Физическое развитие 0,5/10 Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Физическая культура Ежедневно во второй половине дня Реализуется через интеграцию непрерывной образовательной деятельности; в совместной деятельности взрослого и детей; в самостоятельной деятельности детей - - - - - - - - - - 0,5/10 через неделю - 18/180 - - - - - - - - - - - - - - - - - Реализуется в ежедневной организации жизни и деятельности детей; в части, формируемой участниками образовательного процесса; в совместной деятельности взрослого и детей; в самостоятельной деятельности детей 3/30 110/ 3/45 110/ 3/60 109/ 3/75 110/ 3/90 110/ 1100 1650 2180 2750 3300 ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Познавательное ПознавательноФЭМП 1/15 37/555 1/20 37/740 1/25 37/925 2/60 73/2190 развитие исследовательская (программа Коммуникативная «Математические Игровая ступеньки») Познавательное ПознавательноРеализуется через интеграцию непрерывной образовательной деятельности; в совместной деятельности развитие исследовательская взрослого и детей; в самостоятельной деятельности детей (программа «Мы Коммуникативная живем на Урале») Игровая ХудожественноМузыкальная Музыкальная деятельность 2/20 73/730 2/30 73/1095 2/40 74/1480 2/50 73/1825 2/60 73/2190 эстетическое Коммуникативная развитие Игровая (программа «Ладушки») Художественноэстетическое развитие (программа «Умные пальчики») Продуктивная Коммуникативная Музыкальная Познавательноисследовательская Изобразительная Игровая рисование Изобразительная деятельность Художественноэстетическое развитие (программа «Цветные ладошки») лепка аппликация Продуктивная КонструктивноКоммуникативная модельная деятельность Музыкальная Познавательноисследовательская Изобразительная Игровая Продолжительность образовательной деятельности 0,5/10 через неделю 0,5/10 через неделю 0,5/10 через неделю 19/190 - - 10/100 366/ 3660 18/180 18/180 0,5/15 через неделю 0,5/15 через неделю 0,5/15 через неделю 0,5/15 через неделю 19/285 10/150 366/ 5490 18/270 19/285 18/270 0,5/20 через неделю 0,5/20 через неделю 0,5/20 через неделю 0,5/15 через неделю 19/380 2/50 73/1825 2/60 74/2220 18/360 0,5/25 через неделю 0,5/25 через неделю 1/25 19/475 0,5/30 через неделю 0,5/30 через неделю 1/30 18/540 10/200 366/ 7320 13/325 477/ 11925 18/360 18/360 18/450 37/925 14/420 18/540 37/1110 513/ 15390