К
основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей,
относятся:
– Декларация
прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
Декларация прав ребенка является первым
международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации,
провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание,
материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности
получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях
свободы и достоинства.
Особое
внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации
прав ребенка был разработан международный документ –
Конвенция о правах ребенка
Конвенция
о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих
права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих
возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации
и других форм злоупотреблений.
Конвенция
признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка,
религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и
социального происхождения – юридическое право: на воспитание, на
развитие, на защиту, на активное участие в жизни общества
Для
создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту,
декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят
целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных
гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».
Семейный Кодекс РФ – документ,
регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей
Конституции РФ и нового гражданского законодательства.
Раздел
IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и
детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних
детей» и глава 12«Права и обязанности родителей».
В
семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы
международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на
возможность свободно выражать свое мнение».
В
целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и
законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации»
Этот
закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны
государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов,
дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в
результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти
обстоятельства сами или с помощью семьи).
Конвенция ООН о правах ребенка дает определение
понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также
устанавливает:
- обеспечение
в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
- защиту
от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от
посягательств на его честь и репутацию (ст. 16)
- обеспечение
мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
- признание
права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического,
умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);
- защиту
ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
- защиту
ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
- меры
помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).
Уголовный кодекс предусматривает ответственность:
- за
совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении
несовершеннолетних (ст. 106 – 136);
- за
преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).
Семейный Кодекс РФ гарантирует:
- право
ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
- право
ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять
меры по защите ребенка (ст. 56);
- меру
«лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними
в семье (ст. 69);
- немедленное
отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).
Закон «Об образовании» утверждает право
детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их
человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание
педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над
личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).
В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста,
охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и
необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных
образовательных учреждений.
ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном
образовательном учреждении и другими постановлениями и
распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа
управления образованием.
Устав ДОУ – нормативный
документ, в котором представлены права и обязанности всех участников
образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного
стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка
полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и
призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых
нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и
бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает: защиту его от всех форм жестокого
обращения, права на охрану жизни и здоровья, защиту
его права на образование, права на игру, права на сохранение
своей индивидуальности.
Право ребенка на
защиту его от всех форм жестокого обращения
Нарушение
прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с
ним.
Нарушением
прав ребенка можно считать:
- Лишение
свободы движения.
- Уход
родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст.
156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное
время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
- Применение
физического насилия к ребенку.
- Унижение
достоинств ребенка - грубые замечания, высказывания в адрес ребенка -
(воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс
неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)
- Угрозы
в адрес ребенка.
- Ложь
и невыполнение взрослыми своих обещаний.
- Отсутствие
элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
- Отсутствие
нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.
Право ребенка на
жизнь и здоровье
Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый
ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые
должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического,
умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).В
России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану
здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное
учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья
обучающихся воспитанников».
Право ребенка на
игру
«Игра - ведущая деятельность дошкольника». Это знают
многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает
должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много
времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за
обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и
органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать
осуществлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.
Право ребенка на
сохранение своей индивидуальности
«Государства-участники
Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности»
(ст. 8).
У
каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к
окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в
детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать
личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою
индивидуальность.
Право ребенка на
образование
Статьи
28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность
посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка
к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране
существует гибкая система дошкольного образования. Нормативные документы
предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время,
круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми
ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ
права ребенка на образование. В выборе программы педагогические коллективы
руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями,
концептуальными положениями.