Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа кружка «Юные волшебники»

M)'nnqzuanbHoe aBToHoMHOe
AolrKorbHoe o6pa3oBareJrbHoe
r+exAeHr.re AercKr.rfi ca,*l,1b 465
Jlenrancroro_ pafi oHa rop. Exarepzn6ypra

620r42,poccuncxas$'_*fl?I*:l:
Ten./Sarc: (3
sadik465@mail.ru

TPI{IUITA

yn. @ypua'ona,4.

3

YTBEPXNEHA
3aeeayroqaft

Perueuzeu fleAarorzqecKoro coBera
MA,{OY AercKoro caaa Jrlb 465
llporoxon J',lb I
or <28> aBrycra 2023 rota

ygz.freaztllb 465

{ouoJrHrrrerbHaq
o6rqeo6p aroBaTeJrbHafl rrporp aMMa

KpylKKa (doHbre BoJrruednurcu>>
Bospacr odyvaroquxcq
Cporc peaJrr{3arlur

Exarepzu6ypr
2023

-

3-7

ter

- 4 roaa

Содержание
1. Основные характеристики общеразвивающей программы

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы

5

1.3. Содержание общеразвивающей программы

6

1.4. Планируемые результаты

16

2. Организационно-педагогические условия

17

2.1. Условия реализации программы

17

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

19

Список литературы

20

1. Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Юные волшебники»
(далее Программа) определяет организацию работы детей дошкольного
возраста, где особое внимание уделяется на развитие мелкой моторики и
воспитывается эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и
чувствовать прекрасное (содержание, формы) в Муниципальном автономном
дошкольном образовательном учреждении детский сад № 465
г. Екатеринбурга (далее ДОУ) в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных
и индивидуальных особенностей. Программа спроектирована с учетом ФГОС
дошкольного образования, запросов родителей (законных представителей), а
также согласно требованиям следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ
2. Приказ Минпросвещения РФ от 9 ноября 2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам»
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014г № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3272-14 «Санитарно –
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»
4. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
Направленность дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы кружка «Юные волшебники»:
художественно-эстетическое развитие.
Программа направлена на потребность ребенка в формировании
трудовых навыков и умений, которые происходят в едином процессе
ознакомления детей с творчеством.
Актуальность. Художественно-эстетическое воспитание занимает одно
из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного
образовательного учреждения и является его приоритетным направлением.
Основой художественного воспитания и развития ребёнка является искусство.
Занимательная деятельность нетрадиционными техниками рисования
способствует развитию творческих задатков дошкольников, мелкой моторики.
В процессе реализации Программы раскрываются художественные
способности. В данной Программе предусмотрено получение ребенком
художественно-познавательной информации через разные каналы:
природный, предметный, социальный мир. При этом он вовлекается в

познавательно-игровую и художественную деятельность всем своим
духовным, нравственным миром.
Программа ориентирована на разностороннее развитие ребенка,
реализуемое через его потенциальные возможности; на вовлечение в
творчество; направлена на удовлетворение потребностей растущей личности
в разностороннем развитии посредством знакомства с нетрадиционными
техниками рисования. Отвечает современным концепциям дошкольного
образования, где приоритетными являются личностно – ориентированные
цели.
Отличительные
особенности
Программы
заключаются
в
целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам
художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего
развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций,
как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными
усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной,
познавательной, учебной). Программа предполагает, что узко технические
задачи, связанные с освоением способов деятельности, а также развитием
координации движений руки, мелкой моторики, будут решаться на занятиях в
совокупности с задачами эмоционально-познавательными, содержательными
(выражение отношении), творческими (создание посильного для ребенка
художественного образа).
Специфика занятий расширяет возможности для познания прекрасного,
для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к
действительности. Изобразительное искусство формирует убеждения ребенка,
влияет на поведение, оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит
видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков.
Новизной и отличительной особенностью кружка по нетрадиционным
техникам рисования является то, что в системе работы используются
нетрадиционные методы и способы развития детского художественного
творчества, предоставляется возможности манипулировать с разнообразными
по качеству и свойствам материалами. Используются самодельные
инструменты, природные и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование
доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает
возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в
качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей
непредсказуемостью.
Адресат общеразвивающей программы. Программа рассчитана на детей
в возрасте от 5 до 7 лет, построена с учётом возрастных возможностей детей.
Старший дошкольный возраст является очень важным возрастом в развитии
познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач
эстетического воспитания, так как по-своему характеру является
художественной деятельностью. Важно у детей воспитывать эстетическое
отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное,
развивать художественный вкус и творческие способности. Работая с детьми

дошкольного возраста, особое внимание уделяется на развитие мелкой
моторики.
Режим занятий. Занятия проводятся во второй половине дня один раз в
неделю для детей 5-6 лет не более 25 минут, для детей 6-7 лет не более 30 мин
и построена с учётом возрастных возможностей детей.
Объем общеразвивающей программы. Программа рассчитана на два
года (72 занятия).
Срок освоения программы: Продолжительность реализации
программы – 18 месяцев (период с сентября месяца по май месяц
включительно), что составляет 72 недели, 2 года.
Уровневость. Уровень сложности программы – «стартовый», т.к.
предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных
форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
Формы работы с детьми: теоретические, практические.
Виды занятий: беседы, наблюдение, игры – упражнения.
Формы подведения результатов: Способы проверки освоения
программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной
образовательной программы с помощью игровых заданий, практические
занятия, проведение выставок детских работ.
1.2.

Цель и задачи общеразвивающей Программы

Цель программы: формирование художественного мышление, нравственных
черт личности через различные способы рисования.
Задачи программы:
Образовательная:
 обучение детей освоению специальных трудовых умений,
 обучение навыку работы с различными предметами изобразительной
деятельности.
 обучение навыкам самостоятельного планирования своих действий.
Развивающая:
 развитие образного представления и воображения, как основы
творческой деятельности,
 развитие ассоциативной памяти, внимания,
 развитие координации и мелкой моторики,
 формирование мотивации к труду, к активной деятельности.
Воспитательная:
 формирование
положительно-эмоционального
восприятия
окружающего мира,
 прививание художественного вкуса, интереса к ручному труду,
 формирование аккуратности, целеустремленности,
 формирование чувства уважения к своему труду и труду других людей.
1.3. Содержание общеразвивающей программы

Учебный план для детей первого года обучения (5-6 лет)
№
п/п

название
модуля

1.

Вводное занятие
Техника
«Отпечатывание»
Техника
«Трафаретное
рисование»
Техника
«Проступающий
рисунок»
Техника
«Рисование
тычком»
Техника
«Кляксография»
Техника
«Набрызг»
Техника
«Граттаж»
Техника
«Цветовое пятно»
Техника
«Батик»
Смешение
техник
Итого

2.
3.

4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
11.

количество часов
всего теория практика

формы
аттестации/
контроля

1

0,5

0,5

3

1,5

1,5

3

1,5

1,5

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

2

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

4

2

6

3

3

4

2

2

2

1

1

2

1

1

2

1

1

6

3

3

3

1,5

1,5

36

18

18

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Содержание учебного плана для детей первого года обучения (5-6 лет)
Модуль 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с детьми. Беседа об изобразительном искусстве, о
нетрадиционных техниках рисования.
Практика: Рассматривание картин, игра «Волшебная кисточка»
Модуль 2. Рисование в технике отпечатывания
2.1 «Печать листьев»
Теория: Техника безопасности. Знакомство с материалами для работы в
технике «отпечатывание».

Практика: рассматривание работ в данной технике, выбор листьев, цвета.
Практическая работа «Осенний букет»
2.2 «Лист на воде»
Теория: Закрепление знаний о технике «отпечатывание», учить рисовать по
мокрой бумаге, изображая осенний лес цветными пятнами «отпечатывание» с
дорисовыванием необходимых деталей.
Практика: рассматривание иллюстраций с изображением осенних деревьев.
Практическая работа «Лист на воде»
2.3 «Скомканная бумага»
Теория: Знакомство с техникой отпечатывания с использованием скомканной
бумаги.
Практика: Показ мастер-класса, практическая работа «Астра» с
дорисовыванием необходимых деталей.
Модуль 3. Трафаретное рисование
3.1 «Что такое трафарет?»
Теория: Знакомство с техникой «трафаретное рисование», техника
безопасности при работе с материалами. Знакомство со способами рисования
в данной технике.
Практика: Подготовка трафаретов: кленовый лист, ветка рябины.
3.2 «Трафаретное рисование» прием тампонирования
Теория: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – печать по
трафарету с использованием поролона. Что такое поролон.
Практика:
Рассматривание
работ
с
использованием
приема
«тампонирование». Практическая работа «Рябинка»
3.3 «Осень на опушке краски разводила»
Теория: Закрепление полученных знаний о техниках «отпечатывание»,
«трафарет» с использованием приема «тампонирование».
Практика: Беседа на тему «Лесная полянка», «Краски осени». Коллективная
работа – изготовление панно «Осенние краски» с применением пройденных
техник.
Модуль 4. Техника «Проступающий рисунок»
4.1 «Осень – чудная пора»
Теория:
Ознакомление
с
нетрадиционной
техникой
рисования
«Проступающий рисунок», а также знакомство со способами и материалами
(восковой мелок, акварель, свечка) работы в данной технике.
Практика: Беседа на тему «Осень», дидактическая игра «Что нам осень
принесла».
4.2 «Яблочко наливное» (восковой мелок, акварель)
Теория: Продолжать знакомство с техникой рисования «Проступающий
рисунок».
Практика: Беседа на тему «Фрукты», рисование по готовому шаблону
«Яблоко». Подвижная игра «Катись яблочко».
4.3 «Осенний дождь» (свечка, акварель)

Теория: Продолжать знакомство с техникой рисования «Проступающий
рисунок».
Практика: Рисование «дождя», практическое закрепление способов
рисования в технике «Проступающий рисунок».
4.4 Итоговое занятие
Теория: Закрепление техники «Проступающий рисунок».
Практика: Выставка готовых работ.
Модуль 5. Техника «Рисование тычком»
5.1 Рисование тычком. Ватные палочки
Теория: Познакомить с техникой рисования тычком при помощи ватных
палочек. Показать способы рисования.
Практика: Рассматривание готовых работ.
5.2 Рисование тычком. Ватные палочки
Теория: Закрепление знаний о технике рисования ватными палочками.
Практика: Рисование «Первые снежинки». Пальчиковая игра «Летят, летят
снежинки»
5.3 Рисование тычком. Поролон
Теория: Знакомство с приемом рисования поролоном в технике тычка.
Обсуждение техники безопасности.
Практика: работа «Наш веселый снеговик».
5.4 Рисование тычком. Жесткая полусухая кисть
Теория: Знакомство с приемом рисования жесткой полусухой кистью в
технике тычка. Обсуждение техники безопасности.
Практика: рассматривание готовых работ. подвижная игра «Догони зайца»
5.5 Рисование тычком. Жесткая полусухая кисть
Теория: Закрепление приема работы в технике тычка жесткой полусухой
кистью.
Практика: работа «зайчишка-трусишка», подвижная игра «Догони зайца»,
выставка готовых работ.
5.6 Рисование тычком.
Теория: Закрепление всех приемов в технике рисование тычком.
Практика: Коллективная работа «Зимняя полянка»
Модуль 6. Кляксография
6.1 Техника Кляксография.
Теория: познакомить детей со способом изображения – кляксографией,
показать её выразительные возможности.
Практика: рассматривание готовых работ. Пальчиковая игра «Летят, летят
снежинки»
6.2 Техника Кляксография. Прием «Растекание краски»
Теория: закреплять знания о рисовании в технике «кляксография»,
обсуждение техники безопасности при работе с красками и кистями.
Практика: рассматривание изображений зимнего леса, елочек. Работа «Елка
новогодняя»

6.3 Техника Кляксография. Прием «Раздувание краски»
Теория: закреплять знания о рисовании в технике «кляксография», техника
безопасности при рисовании в данной технике.
Практика: работа «Ежик»
6.4 Техника Кляксография с использованием нити.
Теория: Знакомство с работами в технике Кляксографии с использованием
нити. Обсуждение техники безопасности.
Практика: выбор нитей для рисования в данной технике. Свободный рисунок.
Модуль 7. Рисование в технике «Набрызг»
7.1 Техника «Набрызг». «Волшебный снег»
Теория: знакомство с приемами рисования в технике «набрызг», техника
безопасности при работе с материалами (щетка, палочка).
Практика: беседа на тему «Зима в лесу», рассматривание картин, работа
«Волшебный снег»
7.2 Техника «Набрызг» с использованием трафарета.
Теория: закрепление знаний о материалах и приемах рисования в технике
«Набрызг».
Практика: Практическая работа «Зайцы в лесу».
Модуль 8. Рисование в технике «Граттаж»
8.1 Техника «Граттаж»
Теория: знакомство с техникой рисования «Граттаж». Обсуждение техники
безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: рассматривание готовых работ, подготовка фона для картины.
8.2 Техника «Граттаж». «Весенние чудеса»
Теория: закрепление знаний о нетрадиционной технике рисования «Граттаж».
Практика: Беседа «Весна», практическая работа «Весенние чудеса. Цветы».
Модуль 9. Рисование в технике «Цветовое пятно».
9.1 Техника «Цветовое пятно». Звезда
Теория: знакомство с техникой рисования «Цветовое пятно». Сравнение с
техникой «Кляксография».
Практика: рассматривание готовых работ. Беседа «Наша армия».
Практическая работа «Звезда для папы».
9.2 Техника «Цветовое пятно». Сердце для мамы
Теория: закрепление знаний о нетрадиционной технике рисования «Цветовое
пятно»
Практика: Практическая работа «Сердце для мамы» с дорисовыванием
недостающих деталей.
Модуль 10. Роспись по ткани. Батик
10.1 Вводное занятие.
Теория: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Роспись по ткани.
Батик»
Практика: Рассматривание готовых работ.

10.2 Узелковая роспись.
Теория: знакомство с техникой «Батик», что такое узелковая роспись.
Практика: практическая работа – завязывание узелков на ткани, способы
нанесения краски на ткань.
10.3 Узелковая роспись.
Теория: закрепление знаний о технике «Батик».
Практика: беседа на тему «Весна», практическая работа «Радуга»
10.4 Холодный батик.
Теория: знакомство с техникой «Холодный батик» и приемом «роспись
контурами». Определение материалов и предметов для работы в данной
технике (ткань, краски, кисти, восковой мелок, масляная пастель, соль)
Практика: беседа «Весенние цветы», практическая работа нанесение рисунка
через трафарет.
10.5 Холодный батик.
Теория: продолжение знакомства с техникой «Холодный батик» и приемом
«роспись контурами». Техника безопасности при работе с инструментами и
материалами.
Практика: практическая работа «Весенний букет». Самостоятельный выбор
цветовой гаммы красок, отработка правильного нанесения краски на ткань.
10.6 Холодный батик
Теория: закрепление знаний и умений рисования в технике «Холодный батик»
Практика: завершение работы «Весенний букет», нанесение контура.
Модуль 11. Смешение техник рисования
11.1 Вводное занятие.
Теория: вспомнить все пройденные техники и приемы рисования, обсудить
технику безопасности при работе с материалами и инструментами.
Практика: Игра на определение техник «Угадай-ка». Подготовка трафаретов,
выбор цветов краски и материалов.
11.2 Вот и лето пришло!
Теория: определение техник рисования.
Практика: итоговая работа «Воробей на полянке» с применением разных
техник рисования.
11.3 Итоговое занятие.
Теория: закрепление знаний о разных техниках и приемах рисования.
Практика: Викторина «Я-художник», выставка работ.

Учебный план для детей второго года обучения (6-7 лет)
№
п/п

название
модуля

1.

Вводное занятие

количество часов
всего теория практика
1

0,5

0,5

формы
аттестации/
контроля

2.
3.

4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
11.

Техника
«Отпечатывание»
Техника
«Трафаретное
рисование»
Техника
«Проступающий
рисунок»
Техника
«Рисование
тычком»
Техника
«Кляксография»
Техника
«Набрызг»
Техника
«Граттаж»
Техника
«Цветовое пятно»
Техника
«Батик»
Смешение
техник
Итого

3

1,5

1,5

Педагогическое
наблюдение

3

1,5

1,5

Педагогическое
наблюдение

4

2

2

Педагогическое
наблюдение

6

3

3

Педагогическое
наблюдение

4

2

2

2

1

1

2

1

1

2

1

1

6

3

3

3

1,5

1,5

36

18

18

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Содержание учебного плана для детей первого года обучения (6-7 лет)
Модуль 1. Вводное занятие
Теория: знакомство с детьми. Беседа об изобразительном искусстве, о
нетрадиционных техниках рисования.
Практика: рассматривание картин, игра «Волшебная кисточка»
Модуль 2. Рисование в технике отпечатывания
2.1. «Компоты и варенье»»
Теория: техника безопасности. Знакомство с материалами для работы в
технике «отпечатывание».
Практика: расширить представление детей с приемом изобразительной
техники - печатание фруктами. Упражнять в печатании. Развивать чувства
композиции световосприятие, память, наблюдательность. Практическая
работа «Компоты и варенье».
2.2 «Волшебный день осенний»

Теория: закрепление знаний о технике «отпечатывание» (печать растений),
учить рисовать по мокрой бумаге, изображая осенний лес цветными пятнами
«отпечатывание» с дорисовыванием необходимых деталей.
Практика: рассматривание иллюстраций с изображением осенних деревьев.
Практическая работа «Волшебный день осенний», пальчиковая игра «Летят
листочки»
2.3 «Скомканная бумага»
Теория: совершенствование умений работы в данной технике. Учить
анализировать натуру, выделяя ее особенности (форму вазы, вид и величину
цветов, форму лепестков). Закрепить приемы печатания.
Практика: показ мастер-класса, практическая работа «Ветка рябины» с
дорисовыванием необходимых деталей.
Модуль 3. Трафаретное рисование
3.1 «Что такое трафарет?»
Теория: Расширить представление детей о технике «трафаретное рисование»,
техника безопасности при работе с материалами. Знакомство со способами
рисования в данной технике.
Практика: подготовка трафаретов: кленовый лист, цыпленок.
3.2 «Трафаретное рисование» прием тампонирования
Теория: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – печать по
трафарету с использованием поролона. Что такое поролон.
Практика:
рассматривание
работ
с
использованием
приема
«тампонирование». Практическая работа «Куриная семейка»
3.3 «Осень на опушке краски разводила»
Теория: закрепление полученных знаний о техниках «отпечатывание»,
«трафарет» с использованием приема «тампонирование».
Практика: беседа на тему «Лесная полянка», «Краски осени». Коллективная
работа – изготовление панно «Осенние краски» с применением пройденных
техник.
Модуль 4. Техника «Проступающий рисунок»
4.1 «Осень – чудная пора»
Теория:
ознакомление
с
нетрадиционной
техникой
рисования
«Проступающий рисунок», а также знакомство со способами и материалами
(восковой мелок, акварель, свечка) работы в данной технике.
Практика: беседа на тему «Осень», дидактическая игра «Что нам осень
принесла». Практическая работа «Сбросил лес свою листву»
4.2 «Невидимый зверек» (свечка)
Теория: продолжать знакомство с техникой рисования «Проступающий
рисунок» (техникой рисования свечой).
Практика: беседа на тему «Лесные звери». Продолжать учить рисовать по
шаблону. Закреплять умение использовать различные материалы,
представление о композиции, сочетании цветов.
4.3 «Совушка» (восковой мелок, акварель)

Теория: продолжать знакомство с техникой рисования «Проступающий
рисунок». Совершенствование чувства композиции, световосприятия, памяти,
наблюдательности.
Практика: практическое закрепление способов рисования в технике
«Проступающий рисунок». Рисование работы «Совушка».
4.4 Итоговое занятие
Теория: закрепление техники «Проступающий рисунок».
Практика: выставка готовых работ.
Модуль 5. Техника «Рисование тычком»
5.1 Рисование тычком. Ватные палочки
Теория: закрепить понятие «техника рисования тычком» при помощи ватных
палочек. Вспомнить способы рисования.
Практика: практическая работа «Рисуем облака».
5.2 Рисование тычком. Ватные палочки
Теория: вырабатывать у детей силу нажима, умение внимательно смотреть,
видеть и наблюдать. Развивать фантазию.
Практика: рисование «Заколдованные деревья». Пальчиковая игра «Летят,
летят снежинки»
5.3 Рисование тычком. Поролон
Теория: совершенствование навыка рисования поролоном в технике тычка.
Обсуждение техники безопасности. Развивать чувство ритма, композиции,
воображение. Воспитывать аккуратность.
Практика: работа «Пингвины на льдине». Двигательная разминка
«Пингвины».
5.4 Рисование тычком. Жесткая полусухая кисть
Теория: Совершенствовать умение рисовать в данных техниках. Воспитывать
аккуратность. Учить детей не только видеть краску, но и чувствовать ее.
Практика: рассматривание готовых работ. подвижная игра «Рукавичка»
5.5 Рисование тычком. Жесткая полусухая кисть
Теория: закрепление приема работы в технике тычка жесткой полусухой
кистью. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура.
Закрепить умения украшать рисунок, используя рисование пальчиками.
Воспитывать аккуратность.
Практика: работа «Рукавичка ты моя», подвижная игра «Рукавичка»,
выставка готовых работ.
5.6 Рисование тычком
Теория: закрепление всех приемов в технике рисование тычком.
Практика: коллективная работа «Зимняя полянка»
Модуль 6. Кляксография
6.1 Техника Кляксография
Теория: продолжать знакомство с техникой рисования – кляксографией,
показать её выразительные возможности. Формирование умения внимательно
смотреть, видеть и наблюдать. Развивать фантазию.

Практика: рассматривание готовых работ. Пальчиковая игра «Летят, летят
снежинки»
6.2 Техника Кляксография. Прием «Растекание краски»
Теория: закреплять знания о рисовании в технике «кляксография».
Совершенствовать умение использовать данные изобразительной техники.
Развивать чувство композиции. Учить работать в коллективе.
Практика: закрепить на практике использование в рисунках холодные цвета.
Работа «Зимняя фантазия».
6.3 Техника Кляксография. Прием «Раздувание краски»
Теория: закреплять знания о рисовании в технике «кляксография», техника
безопасности при рисовании в данной технике. Закрепить умение направлять
струю выдыхаемого воздуха в заданном направлении.
Практика: практическая работа «Рисуем ветер»
6.4 Техника Кляксография с использованием нити.
Теория: закрепление навыка работы в технике Кляксографии с
использованием нити. Обсуждение техники безопасности.
Практика: выбор нитей для рисования в данной технике. Практическая
работа: свободный рисунок.
Модуль 7. Рисование в технике «Набрызг»
7.1 Техника «Набрызг». «Волшебный снег»
Теория: знакомство с приемами рисования в технике «набрызг», техника
безопасности при работе с материалами (щетка, палочка).
Практика: беседа на тему «Зима в лесу», рассматривание картин, работа
«Волшебный снег».
7.2 Техника «Набрызг» с использованием трафарета.
Теория: учить создавать образ зимнего ковра, используя смешение красок и
набрызг. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью
данной техники.
Практика: практическая работа «Зимнее волшебство».
Модуль 8. Рисование в технике «Граттаж»
8.1 Техника «Граттаж»
Теория: расширить представление о технике рисования «Граттаж».
Обсуждение техники безопасности при работе с инструментами и
материалами.
Практика: рассматривание готовых работ, подготовка фона для картины.
8.2 Техника «Граттаж». «Полет в космос»
Теория: совершенствовать умение в нетрадиционной технике цветной
граттаж. Развивать чувство композиции.
Практика: беседа «Космические путешествия», практическая работа
«Незнакомые планеты». Пальчиковая гимнастика «Утром солнце рано
встало…»
Модуль 9. Рисование в технике «Цветовое пятно».

9.1 Техника «Цветовое пятно».
Теория: продолжать знакомство с техникой рисования «Цветовое пятно».
Совершенствование чувства композиции, световосприятия, памяти,
наблюдательности. Сравнение с техникой «Кляксография».
Практика: рассматривание готовых работ. Практическая работа «Галстук для
папы».
9.2 Техника «Цветовое пятно».
Теория: закрепление знаний о нетрадиционной технике рисования «Цветовое
пятно» Научить пользоваться тремя цветами при смешивании красок.
Практика: Практическая работа «Платье, сарафан для моей мамы» с
дорисовыванием недостающих деталей.
Модуль 10. Роспись по ткани. Батик
10.1 Вводное занятие.
Теория: Продолжить знакомство с нетрадиционной техникой рисования
«Роспись по ткани. Батик». Совершенствовать умение сочетать цвета.
Практика: Рассматривание готовых работ.
10.2 Узелковая роспись.
Теория: расширить представление о технике «Батик», узелковая роспись.
Практика: практическая работа – отработка завязывания более сложных
узелков на ткани, способы нанесения краски на ткань.
10.3 Узелковая роспись.
Теория: закрепление знаний о технике «Батик». Развивать фантазию,
воображение.
Практика: беседа на тему «Весна», практическая работа «Алая заря».
10.4 Холодный батик.
Теория: совершенствовать умения рисования в технике «Холодный батик» и
приемом «роспись контурами». Определение материалов и предметов для
работы в данной технике (ткань, краски, кисти, восковой мелок, масляная
пастель, соль). Воспитывать аккуратность.
Практика: беседа «В сказочном городе», практическая работа нанесение
рисунка через трафарет, создавая многослойность. Отработка смешивания
красок для получения нового цвета.
10.5 Холодный батик.
Теория: продолжение знакомства с техникой «Холодный батик» и приемом
«роспись контурами». Техника безопасности при работе с инструментами и
материалами.
Практика: практическая работа «Мой сказочный город». Самостоятельный
выбор цветовой гаммы красок, отработка правильного нанесения краски на
ткань, многослойность.
10.6 Холодный батик
Теория: закрепление знаний и умений рисования в технике «Холодный батик»
Практика: завершение работы «Мой сказочный город», нанесение контура.
Модуль 11. Смешение техник рисования

11.1 Вводное занятие.
Теория: вспомнить все пройденные техники и приемы рисования, обсудить
технику безопасности при работе с материалами и инструментами. Закрепить
умение печатать по трафарету, равномерно делать напыление по всему листу,
рисовать свечой, нитью, отпечатывать, рисовать в технике тычка Развивать
воображение, творчество.
Практика: Подготовка трафаретов, ткани, выбор цветов краски и материалов
для итоговой работы
11.2 Вот и лето пришло!
Теория: Учить создавать многосерийное полотно, используя сочетание
различных изобразительных техник. Воспитывать чувство прекрасного.
Практика: итоговая работа «Яркое лето» с применением разных техник
рисования.
11.3 Итоговое занятие.
Теория:
Совершенствовать
умения
и
навыки
в
свободном
экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в
нетрадиционных изобразительных техниках.
Практика: Викторина «Я-художник», выставка работ.
1.4.

Планируемые результаты

К концу освоения программы предполагаются следующие результаты:
Метапредметные:
- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль,
самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг
с другом;
Личностные:
- развитие мелкой моторики рук;
- улучшение цветовосприятия;
- работе с нетрадиционным материалом проявляют творческие находки;
- стремятся к самостоятельному решению творческих задач;
- умеют утверждать свою личностную позицию в художественно - творческой
деятельности с использованием нетрадиционных техники изображения.
- расширение и обогащение художественного опыта.
Предметные:
- дети самостоятельно используют нетрадиционные материалы, инструменты;
- овладевают нетрадиционной техникой печатания: пальчиками, ладошкой
печатками из различных материалов с разной структурой, понимает
изобразительно-выразительные возможности различных материалов;
- овладевают нетрадиционной техникой тычка: пальчиком, палочкой, сухой
жесткой кистью, осознает ритм, как изобразительно-выразительное средство.
ребенок овладевает нетрадиционными техниками с жидкой краской:
раздувание краски, набрызг, кляксография;
- знают элементы нетрадиционной техникой – монотипия;

- знают элементы нетрадиционных техник со смешением материалов: граттаж,
фотокопия, проступающий рисунок;
- знают элементы нетрадиционных техник рисования с использованием
нетрадиционных средств изображения: рваная бумага, скатываемая бумага,
ткань, нитки.
2. Организационно-педагогические условия
2.1.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы созданы необходимые условия.
Материально-техническое обеспечение:
- музыкальный зал для проведения занятий кружка «Юные волшебники);
- столы, стулья – по количеству детей;
- интерактивная доска, проектор, ноутбук;
- информационные носители (CD-диски, флеш-накопители с познавательной
информацией, музыкой, видеоматериалами);
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- образцы;
Материал для рисования:
- гуашь 12 цветов (по количеству детей);
- восковые мелки 12 цветов (по количеству детей);
- графитные карандаши, 2м-3м (по количеству детей);
- бумага различной плотности, цвета и размера;
- трафареты, печатки;
- трубочки, ластики, поролоновые губки, зубные щетки, зубочистки;
- палитры (по количеству детей);
- кисть «щетина» (по количеству детей);
- кисти круглые беличьи (по количеству детей);
- банки для промывания ворса (по количеству детей);
- салфетки из ткани впитывающие воду (по количеству детей);
- клей ПВА
Информационное обеспечение.
Интерактивные образовательные модули, которые используются при
реализации программы:
- «Открытый урок» - учебно-информационный ресурс. Нетрадиционные
техники рисования.
https://urok.1sept.ru/articles/592653
- «Кладовая развлечений» - международный образовательный портал
https://kladraz.ru/blogs/irina-yurevna-shakleina/netradicionye-tehnikirisovanija-dlja-doshkolnikov-risovanie-po-trafaretu-risovanieladoshkami.html
- «Razvivashka.online» - о развитии детей.

https://razvivashka.online/
- «Melkie.net» - советы педагогам и родителям. Мастер-классы по рисованию
https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/grattazh-tehnika-risovaniya-dlyadetey.html#i-9
Кадровое обеспечение:
Педагог МАДОУ детского сада № 465: Трифанова Ирина Сергеевна.
Образование: средне-специальное (ГАОУ СПО СО «Артемовский колледж
точного приборостроения», АНО ДПО «Гуманитарная академия»
(переподготовка))
Стаж педагогической работы – 1 год.
Методическое обеспечение:
Демонстрационный материал «Репродукции картин русских художников: В.Г.
Перова, А.Г. Венецианова»
Демонстрационный материал «Репродукции картин русских художников: И.Е.
Репина, В.М. Васнецова»
Демонстрационный материал «Репродукции картин русских художников: А.К.
Саврасова, В.И. Сурикова»
Учебно-наглядное пособие «Знакомство с натюрмортом», автор-составитель
Н.А. Курочкина
Учебно-наглядное пособие «Знакомство со сказочно-былинной живописью»,
автор-составитель Н.А. Курочкина
Учебно-наглядное пособие «Знакомство с портретной живописью», автор составитель Н.А. Курочкина
Наглядно-дидактическое пособие «Городецкая роспись по дереву»
Наглядно-дидактическое пособие «Гжель»
Наглядно-дидактическое пособие «Хохлома»
Наглядно-дидактическое пособие «Дымковская роспись»
Наглядно-дидактическое пособие «Полхов – Майданская роспись»
Наглядно-дидактическое пособие «Натюрморт»
Наглядно-дидактическое пособие «Пейзаж»
Наглядно-дидактическое пособие «Портрет»
Наглядно-дидактическое пособие «Детский портрет»
Наглядно-дидактическое пособие «Художники – иллюстраторы»
Репродукция картины И.И. Левитана «Берёзовая роща»
Репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»
Репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
Репродукция картины И.И. Левитана «Сумерки. Стога»
2.2.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

Результаты усвоения программы отслеживаются на каждом этапе обучения
путём диагностирования. Предусматривается проведение итогового
мониторинга развития художественно-творческих способностей детей.
Диагностика воспитанников проводится 1 раз в год: в конце учебного года

(май). Основной метод – наблюдение. Обследование проводится в ходе
образовательной деятельности.

Проявление самостоятельности

Нетрадиционные материалы (владеет)

Техники нетрадиционного рисования - монотипия(владеет)

Техники нетрадиционного рисования
со смешением материалов (владеет)

Техники нетрадиционного рисования с
очень густой краской (владеет)

Техники нетрадиционного рисования с
жидкой краской (владеет)

Техники нетрадиционного рисования –
тычок (владеет)

Ф.И. ребенка

№

Техники нетрадиционного рисования –
печатание (владеет)

Диагностическая карта

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Шкала оценок:
3 балла - овладел
2 балла - частично овладел
1 балл - не овладел
На основании проводимого в конце года мониторинга ставятся задачи:
- по индивидуальной работе с конкретными детьми.
- как разнообразить подачу материла, сделать более увлекательной для детей.
Список литературы
1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть
2. М., 2010
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1. М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2. - М.:
Издательство «Скрипторий 2003»,2013.

4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть
1. М., 2010
5. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста:
нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007
6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей
техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2
7. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный
ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
8. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва.2007
9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подг. к шк.
группа. М Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов
нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
10. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и
заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010
11. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные
заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011
12. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.Москва. 2003


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».