MynzqunannHoe aBToHoMHoe AoltrKoJrbHoe o6pasorarcJrbHoe npexAeHr4e 4ercxzft can j\& 465 Jlenuncroro pafiona rop. Erarepun6ypra (MMOY rercxr.rft ca,q J\b 465) 6201 42, Poccrfi cra.fl @eaeparlrf, , r. Exarep un6ypr, yn. @ypuanora, 4. 3 Ten./(f axc : (3 43) 257 -07 -98 sadik465@mail.ru fIPI4IUITA PemenrEeu fle4arornuecKoro coBera MA,4OY AercKoro caaa J\b 465 flpororcon J\b I or < 28 ) aBrycra 2023 r. {ono"rrHrrreJrbHafl o6rqeo6pa:on aTeJrbHafl o6qepa3BrrBarorUafl rrporpaMMa c oqr{ aJr b H o - IyM a H r{T Kpy?rcKa ap HO fi H a rrp a BJr eH H o cTr.r (cKopo B rrrKoJry> cpoK peaJrlBaqr4u - 2 r oga Anrop-paspa6orvux: BepxoryprIeBa Erena HzrolaerHa, neAarof ,4onoJrHr4TeJrbHoro o6pasoeanux Erarepzn6ypr 2023 Содержание 1. Основные характеристики общеразвивающей программы 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 5 1.3. Содержание общеразвивающей программы 6 1.4. Планируемые результаты 24 2. Организационно-педагогические условия 24 2.1. Условия реализации программы 24 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 25 Список литературы 31 1. Основные характеристики общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Направленность Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы кружка «Скоро в школу»: социальногуманитарная. Актуальность. Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта. Известный психолог Л. С. Выготский считал, что развитие из сотрудничества помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы. Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение. Отличительные особенности. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что для дошкольников создается обстановка непринуждённости, когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой. Используя различные методы, формы и приёмы обучения воспитанников необходимо стараться, чтобы у детей желание учиться не погасло из-за первых же трудностей, а превратилось в желание к преодолению препятствий, своего неумения, в устойчивый познавательный интерес. Детям предоставляется возможность с первых же занятий быть активными, уверенными в себе, т.е. обеспечить им ситуацию успеха. Учебный материал преподноситься доступно, дети учатся с удовольствием, а значит и успешно. Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии: – игровые, так как ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая; – информационно-коммуникативные – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации; – технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребенка. 2 Адресат общеразвивающей программы. Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет, построена с учётом возрастных возможностей детей. Большое внимание уделено решению творческих задач - самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, решении задач, содержащих поисковые творческие элементы. Формирование положительного отношения к учению достигается подбором занимательных заданий и упражнений, позволяющих ребёнку через игровую деятельность лучше усваивать сложный материал. Интересные сюжеты превращают занятие в увлекательную игру. Игры помогают снять напряжение, переключить внимание ребёнка с одного задания на другое. Динамические переменки позволяют переключать активность детей. Занятия проходят в игровой свободной форме. Дети сидят за столами лишь недолгое время, необходимое на выполнение какого-либо конкретного задания, что с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой - не утомляет. В возрасте 5-6 лет ребёнок продолжает совершенствоваться через игру, поэтому игровые образовательные технологии являются ведущими во всех разделах учебно-познавательного блока программы, а предлагаемые детям знания выступают в качестве средства развития личности ребёнкадошкольника. Одновременно в группе может заниматься 10-15 человек. Режим занятий. Занятия проводятся во второй половине дня два раза в неделю для детей 5-6 лет не более 25 минут, для детей 6-7 лет не более 30 минут. Объем общеразвивающей программы. Программа рассчитана на один год (144 занятия). Срок освоения общеразвивающей программы. Продолжительность реализации программы – 18 месяцев (период с сентября месяца по май месяц включительно), что составляет 72 недели. Уровневость. Уровень сложности программы – «стартовый», т.к. предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. Формы обучения. Программа предполагает использование групповой и подгрупповой формы обучения. Виды занятий. Используются как традиционные занятия, так и интегрированные занятия, занятия-путешествия, занятиявзаимообучения, занятия-открытия, занятия обобщения и систематизации знаний и способов деятельности и др. Формы подведения результатов. Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий. Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Скоро в школу» – открытое занятие для родителей. 3 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель общеразвивающей программы. Формирование мотивации учения через развитие у детей 5-7 лет речевой деятельности и познавательных способностей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач. Задачи общеразвивающей программы раскрывают пути достижения цели. Программа состоит из двух модулей: первый модуль – «Развитие речи и обучение грамоте», второй модуль – «Развитие математических представлений и логики». Основные задачи при реализации данной программы: По первому модулю «Развитие речи и обучение грамоте»: Образовательные: - обогащение речи детей за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассматривания иллюстраций, бесед и др.; - подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений). Развивающие: - развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения; - развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других); - развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука); - развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать. Воспитательные: - развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми; - воспитывать инициативу, самостоятельность, доброжелательность. По второму модулю «Развитие математических представлений и логики»: Образовательные: - знакомство с математическими знаками; - подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм). Развивающие: - развитие математических представлений о числах и цифрах; - развитие умения решать и составлять арифметические задачи; - развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических задач; Воспитательные: - развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми; - воспитывать инициативу, самостоятельность, доброжелательность. 4 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный план для детей первого года обучения (5-6 лет) № п/п Название модуля 1. Развитие речи и обучение грамоте Развитие математических представлений и логики Итого 2. Количество часов Всего Теория Практика 36 12 24 36 12 24 72 24 48 Формы аттестации/ контроля педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение Содержание учебного (тематического) плана Первый модуль – «Развитие речи и обучение грамоте» № Тема занятия п/п 1. Гласные буквы и звуки Количество часов 2 Теория: Введение термина «звук». Развивать слуховое внимание на речевых и неречевых, шумовых звуках; учить передавать звуки природы фонетическими средствами языка. Закрепить знания детей об органах артикуляции. Формировать умение различать «звук» и «буква». Формировать навык различия звуков, учить выделять последовательность звуков, составляющих слово. Вспомнить особенности гласных звуков, познакомить со способом их фиксации в схеме слова. Практика: Игры и игровые приемы по развитию фонематического слуха. Игры и игровые приемы по развитию мелкой моторики. 2. Буква «А» и звук [А] 2 Теория: Познакомить детей с механизмом образования звука [А], уточнение артикуляции звука, учить детей определять место звука из состава слогов и слов, выделение заданного звука из потока гласных, развитие фонематического слуха, отбирать картинки с заданным звуком, познакомить с буквой А. Практика: Игры «Назови первый звук», «Эхо», «Назови лишнее слово», разучивание чистоговорок, игра «Домик». 3. Буква «У» и звук [У] 2 Теория: Познакомить детей с механизмом образования звука [У], уточнение артикуляции звука, учить детей определять место звука из состава слогов и слов, 5 выделение заданного звука из потока гласных, развитие фонематического слуха, отбирать картинки с заданным звуком, познакомить с буквой У. Практика: Проговаривание предложений с разной интонацией. Назови картинки, названия которых начинается со звука У. Игры с буквами (слепи букву, найди букву среди других букв, сложи букву из палочек, нарисуй букву в воздухе). 4. Буква «И» и звук [И] 2 Теория: Познакомить детей с механизмом образования звука [И], уточнение артикуляции звука, учить детей определять место звука из состава слогов и слов, выделение заданного звука из потока гласных, развитие фонематического слуха, отбирать картинки с заданным звуком, познакомить с буквой И. Практика: Игры «Назови первый звук», «Эхо», «Назови лишнее слово», разучивание чистоговорок, игра «Домик». Прохлопывание слогов. Произнесение слов по слогам. Договаривание последнего слога в слове. 5. Буква «О» и звук [О] 2 Теория: Познакомить детей с механизмом образования звука [О], уточнение артикуляции звука, учить детей определять место звука из состава слогов и слов, выделение заданного звука из потока гласных, развитие фонематического слуха, отбирать картинки с заданным звуком, познакомить с буквой О. Практика: Игры «Назови первый звук», «Эхо», «Назови лишнее слово», разучивание чистоговорок, игра «Домик». Прохлопывание слогов. Произнесение слов по слогам. Договаривание последнего слога в слове. 6. Буква «Ы» и звук [Ы] 2 Теория: Развитие дыхания и артикуляционной моторики. Закрепить понятие «звук», «буква». Познакомить детей с механизмом образования звука [Ы], уточнить артикуляцию звука, выделять звук из состава слогов и слов, развитие фонематического слуха, отбирать картинки с заданным звуком, развитее мелкой моторики. Закреплять умение делить слова на слоги, делать звукобуквенный анализ слов. Практика: Игры «Назови первый звук», «Эхо», «Назови лишнее слово», разучивание чистоговорок, игра «Домик». Прохлопывание слогов. Произнесение слов по слогам. Договаривание последнего слога в слове. 7. Согласные буквы и звуки 2 Теория: Повторить термины «согласные» и «гласные» звуки, отработать в действии различия гласных и согласных звуков. Практика: Игры и игровые приемы по развитию фонематического слуха. Игры и игровые приемы по развитию мелкой моторики. 8. Буква «П» и звуки [П-П’] 2 Теория: Уточнение артикуляции звуков [п-пь] (работа с зеркалом). Характеристика звуков. Механизмы 6 образования. Определение места звука в слове (начало, середина и конец). Придумывать слова с заданным звуком. Закреплять понятия твёрдые и мягкие согласные. Звукобуквенный анализ двусложных слов с мягкими согласными. Выделять на слух гласные звуки. Развитие фонематического слуха, общей мелкой и артикуляционной моторики. Практика: Назови картинки со звуком П. С какого звука начинается слово. Игра «Звуковые часы». 9. Буква «Т» и звуки [Т-Т’] 2 Теория: Уточнение артикуляции звуков[т-ть] (работа с зеркалом). Характеристика звуков. Механизмы образования. Определение места звука в слове (начало, середина и конец). Отработка навыков чтения. Закрепить умение делить слова на слоги, звукобуквенный анализ слов. Практика: Звуковые кубики. Игры с буквами. Кому что надо? (дифференциация звонких и глухих звуков). Назови картинки со звуком Т. 10. Буква «К» и звуки [К-К’] 2 Теория: Уточнение артикуляции звука [к-кь] (работа с зеркалом). Характеристика звуков. Механизмы образования. Определение места звука в слове (начало, середина и конец). Отработка навыков чтения. Закрепить умение делить слова на слоги, звукобуквенный анализ слов. Практика: Звуковые кубики. Игры с буквами. Кому что надо? (дифференциация звонких и глухих звуков). Назови картинки со звуком К. Сложи слог, прочитай слоги. 11. Буква «Х» и звуки [Х-Х’] 2 Теория: Характеристика звуков [х-хь]. Механизмы образования. Определение места звука в слове (вначале, середине и конце слова). Чтение и выкладывание слогов [ах ох ух ха хо ху хи] из разрезной азбуки. Звуковой анализ слогов. Подбирать слова с заданным звуком. Закреплять умение слитно читать слова из 3-4 букв. Развитие фонематического слуха, мелкой моторики. Практика: Игры «Кто едет на автобусе?», «Веселый поезд», «Цветик-семицветик», «Магазин игрушек». 12. Буква «С» и звуки [С-С’] 2 Теория: Развитие дыхания и артикуляционной моторики. Познакомить детей механизмом образования звуков [с-сь], уточнение артикуляции звука, закрепить понятие «согласный звук, глухой, твёрдый-мягкий», учить детей определять место звука из состава слогов и слов, выделение заданного звука из потока гласных, развитие фонематического слуха, отбор картинок с заданным звуком, познакомить с буквой С, следить чтобы ребёнок правильно читал согласные (коротко без призвука Э). Практика: Назови картинки со звуком. Сложи слог, прочитай слоги. Звукобуквенный анализ двухсложных и односложных слов. Звуковой синтез и чтение односложных и двухсложных слов. Определение ударного слога в 7 двухсложных словах. 13. Буква «Б» и звуки [Б-Б’] 2 Теория: Уточнение артикуляции звуков [б-бь] (работа с зеркалом). Характеристика звуков [б-бь]. Механизмы его образования. Определение места звука в слове (начало, середина и конец). Закреплять понятие твёрдый и мягкий согласный. Звукобуквенный анализ трёхсложных слов без стечения согласных, двусложных слов со стечением согласных. Продолжать подбирать слова к заданной схеме. Развитие фонематического слуха, общей мелкой и артикуляционной моторики. Практика: Назови картинки со звуком Б. Звуковые кубики. Дать характеристику звука Б. Рассматривание буквы Б, рисование в воздухе. Чтение слогов с буквой Б. Звукобуквенный анализ слов со звуком Б. Чтение слов под картинками. Составление слов из разных слогов. Изменение слов при помощи перестановки слогов. Игра «Кому что надо?» Чтение слов со звуками Б и П. 14. Буква «В» и звуки [В-В’] 2 Теория: Уточнение артикуляции звуков [в-вь] (работа с зеркалом). Характеристика звуков [в-вь]. Механизмы образования. Определение места звука в слове (начало, середина и конец). Закреплять понятие твёрдый и мягкий согласный. Звукобуквенный анализ трёхсложных слов без стечения согласных. Продолжать подбирать слова к заданной схеме. Развитие фонематического слуха, общей мелкой и артикуляционной моторики. Подбирать предложения к заданной схеме. Практика: Назови картинки со звуком В. Звуковые кубики. Дать характеристику звука В. Рассматривание буквы В, рисование в воздухе. Чтение слогов с буквой В. Звукобуквенный анализ слов со звуком В. Чтение слов под картинками. Составление слов из разных слогов. Изменение слов при помощи перестановки слогов. Игра «Кому что надо?» 15. Буква «Г» и звуки [Г-Г’] 2 Теория: Характеристика звуков [г-гь]. Механизмы образования. Определение места звука в слове (в начале, середине и конце слова). Дифференциация мягких и твёрдых согласных. Подбирать слова по схеме. Отработка навыков чтения. Подбирать слова с заданным звуком. Развитие фонематического слуха, общей, мелкой и мелкой моторики. Отвечать на вопросы по прочитанному рассказу. Практика: Игры и упражнения на звукобуквенный анализ и синтез. Игры и упражнения на слоговой анализ слов. Характеристика звука Г. Знакомство с буквой Г. Чтение слов и предложений с буквами Г, К. Предложение с предлогом НАД. 16. Буква «Д» и звуки [Д-Д’] 2 Теория: Уточнение артикуляции звуков [д-дь] (работа с зеркалом). Характеристика звуков. Механизмы его образования. Определение места звука в слове (начало, середина и конец). Закреплять понятие твёрдый и мягкий 8 согласный. Звукобуквенный анализ трёхсложных слов без стечения согласных. Продолжать подбирать слова к заданной схеме. Развитие фонематического слуха, общей мелкой и артикуляционной моторики. Отвечать на вопросы по прочитанному рассказу. Практика: Игры и упражнения на звукобуквенный анализ и синтез. Игры и упражнения на слоговой анализ слов. Характеристика звука Д. Знакомство с буквой Д. Чтение слов и предложений с буквами Д, Т. Предложение с предлогом ИЗ. 17. Буква «З» и звуки [З-З’] 2 Теория: Уточнение артикуляции звука [З] (работа с зеркалом). Характеристика звуков [з-зь]. Механизмы образования. Определение места звука в слове (начало, середина и конец). Закреплять понятие твёрдый и мягкий согласный. Звукобуквенный анализ трёхсложных слов без стечения согласных. Развитие фонематического слуха, общей мелкой и артикуляционной моторики. Практика: Игры и упражнения на звукобуквенный анализ и синтез. Игры и упражнения на слоговой анализ слов. Характеристика звука З. Знакомство с буквой З. Чтение слов и предложений с буквами З, С, Ы, И. Предложение с предлогом НА. 18. Буква «Ш» и звук [Ш] 2 Теория: Характеристика звука [ш]. Механизмы его образования. Определение места звука в слове (в начале, середине и конце слова). Звукобуквенный анализ слов из 4 букв (2 слога). Закрепить понятие слог. Выделять на слух гласные в слове. Развитие фонематического слуха, общей и мелкой моторики. Практика: Назови картинки со звуками Ш и С. Сложи слог, прочитай слоги. Игра «Включи телевизор». Звукобуквенный анализ односложных, двухсложных и трехсложных слов. Игра «Светофор». Определение ударного слога. Звуковой синтез и чтение слов. ИТОГО 36 Второй модуль – «Развитие математических представлений и логики» № Тема занятия п/п 1. Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. Количество часов 2 Теория: Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов. Закрепить представления детей о свойствах предметов (цвет, форма, размер, материал, назначение и т.д.). уточнить представления о формах геометрических фигур – квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал. Практика: математические игры, работа в рабочей 9 тетради. 2. Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. 2 Теория: Формировать представления о признаках сходства и различия между предметами. Объединять предметы в группы (по сходным признакам) и выделять из группы отдельные предметы, отличающиеся каким-либо признаком. Практика: математические игры, работа в рабочей тетради. 3. Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. 2 Теория: Закрепить понятия «равенство» «неравенство» и умение правильно использовать знаки « = » и « ≠ » Закрепить знание свойств предметов, повторить знакомые геометрические формы. Закрепить представления о равенстве и неравенстве групп предметов, умение правильно выбрать знак « = » или « ≠». Закрепить знание свойств предметов, умение ориентироваться в таблице. Практика: Сравнение по длине, игра «Найди нужную тесемку», «Сосчитай», «Поможем друг другу», работа в рабочей тетради. 4. Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале). 2 Теория: Формировать представление о предмете (целом), как сумме частей. Целое всегда больше, чем любая из частей, входящая в его состав. Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов. Познакомить со знаком « + ». Закрепить знание свойств предметов. Практика: Игра «Игрушки», «Гараж», «В магазине игрушек», «Что изменилось», работа в рабочей тетради. 5. Пространственные отношения: на, над, под. 2 Теория: Уточнить пространственные отношения: на, над, под. Закрепить представления о сложении как объединении предметов. Практика: математические игры, работа в рабочей тетради. 6. Пространственные отношения: справа, слева. 2 Теория: Сформировать опыт ориентировки в пространстве относительно другого человека, определения места того или иного предмета относительно другого человека, закрепить умение ориентироваться в пространстве относительно себя; тренировать умение сравнивать предметы по свойствам, разбивать группу предметов на части по свойствам; повторить смысл сложения и вычитания, связь между действиями с мешками и действиями с числами, взаимосвязь между частью и целым; актуализировать умение составлять и решать 10 простейшие равенства на сложение; тренировать умение работать по образцу. Практика: математические игры, работа в рабочей тетради. 7. Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале). 2 Теория: Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Познакомить со знаком « - ». Закреплять знание свойств предметов, пространственные отношения. Практика: Игра «Магазин овощей и фруктов», «Что изменилось», решение заданий, работа в рабочей тетради. 8. Пространственные отношения: между, посередине. 2 Теория: Уточнить пространственные отношения: между, посередине. Закрепить понимание смысла действия вычитания. Практика: математические игры, работа в рабочей тетради. 9. Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много. 2 Теория: Сформировать представления о понятиях: один, много. Закрепить пространственные отношения, представления о сложении и вычитании. Практика: Игра «Магазин овощей и фруктов», «Что изменилось», решение заданий, работа в рабочей тетради. 10. Число 1 и цифра 1. 2 Теория: Повторить порядковый и количественный счет, актуализировать способ обозначения количества предметов с помощью точек; уточнить представление о цифре как знаке, обозначающем число, познакомить со способом печатания цифры 1 в клетках; уточнить временные представления (дни недели, месяцы), закрепить представления о сложении и вычитании, о свойствах предметов и их обозначении символами; сформировать опыт самопроверки по образцу, исполнения алгоритма. Практика: Дидактическая игра «Кто больше?», «Сколько», «Сравни», «Числовой ряд», «Числовые домики», работа с демонстрационным материалом, работа в рабочей тетради. 11. Пространственные отношения: внутри, снаружи. 2 Теория: Уточнить пространственные представления (внутри, снаружи), тренировать умение выделять и называть свойства предметов, разбивать группу предметов на части по свойствам; актуализировать представления о действии сложения; сформировать 11 опыт действия по алгоритму, работы в группе (команде), самопроверки по образцу, выполнения действий с комментированием. Практика: математические игры, работа в рабочей тетради. 12. Число 2 и цифра 2. Пара. 2 Теория: Повторить порядковый счет, понимание детьми значения слова «пара»; сформировать представления о способе печатания цифры 2 в клетках, составе числа 2; закрепить представления о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар, сложении и вычитании, переместительном свойстве сложения; уточнить пространственные (слева-справа) и временные (часы, дни недели, месяцы) представления; сформировать опыт работы в парах, выполнения самопроверки и взаимопроверки по образцу. Практика: Дидактическая игра «Кто больше?», «Сколько», «Сравни», «Числовой ряд», «Числовые домики», работа с демонстрационным материалом, работа в рабочей тетради. 13. Представления о точке и линии. 2 Теория: Сформировать представления о точке, прямой и кривой линиях, о том, что через одну точку можно провести сколько угодно прямых линий, а через две точки – только одну прямую и сколько угодно кривых линий; тренировать умение чертить прямые и кривые линии, пользоваться линейкой; сформировать опыт работы в группе (команде), выполнения действий по алгоритму. Практика: математические игры, работа в рабочей тетради. 14. Представления об отрезке и луче. 2 Теория: Сформировать представления о луче, отрезке и способе их черчения с помощью линейки; уточнить представления о точке, прямой, тренировать умение чертить прямую линию с помощью линейки; закрепить пространственные представления, тренировать умения ориентироваться по элементарному плану; сформировать опыт действия по алгоритму и выражать в речи выполненные шаги. Практика: Игра «Числовые кружочки», «Волшебные ниточки», «Путешествие по отрезку», «Домино», «Назови шестой месяц, день недели…», работа в рабочей тетради. 15. Число 3 и цифра 3. 2 Теория: Сформировать представление о составе числа 3 из двух меньших чисел; закрепить представления о смысле сложения и вычитания, их записи, взаимосвязи части и целого, переместительном свойстве сложения, числовом ряде; тренировать умение сравнивать группы предметов по количеству, соотносить цифры с 12 количеством, составлять числовые равенства сложения и вычитания; сформировать опыт действия по правилу, работы в группах, исполнения алгоритма. Практика: Дидактическая игра «Кто больше?», «Сколько», «Сравни», «Числовой ряд», «Числовые домики», работа с демонстрационным материалом, работа в рабочей тетради. 16. Представления о замкнутой и незамкнутой линиях. 2 Теория: Сформировать представление о смысле сложения и вычитания, тренировать умение составлять задачи по картинкам и решать их, составлять числовые равенства на сложение и вычитание, писать (печатать) цифры 1-3; повторить свойства числового ряда; закрепить пространственные представления; сформировать опыт работать в команде, понимания схем и условных обозначений, выполнения действий по правилу. Практика: Игра «Домино», «Вишенки», «Числовой отрезок», «План группы», «Зеркало», работа в рабочей тетради. 17. Представления о ломаной линии и многоугольнике. 2 Теория: Сформировать представления о ломаной линии и многоугольнике; уточнить представление о замкнутых и незамкнутых линиях, тренировать умение выделять и называть кривую, ломаную, отрезок, рисовать линии; закрепить представления о геометрических линиях, их признаках; сформировать первичный опыт самостоятельного формулирования алгоритма действий, опыт самопроверки по образцу, нахождения и исправления ошибок. Практика: математические игры, работа в рабочей тетради. 18. Число 4 и цифра 4. 2 Теория: Сформировать представление о составе числа 4 из двух меньших; закрепить представления о сложении и вычитании чисел и групп предметов, взаимосвязи части и целого; тренировать умение составлять числовые равенства, сравнивать числа на основе представлений о числовом ряде, записывать (печатать) цифры 1-3 в клетках; сформировать опыт использования знаково-символических средств, аргументации своего мнения, самопроверки по образцу. Практика: Игра «Конкурс красавиц», «Часики», «Множества», «Найди предмет», решение логических задач, работа в рабочей тетради. ИТОГО 36 13 Учебный план для детей второго года обучения (6-7 лет) № п/п Название модуля 1. Развитие речи и обучение грамоте Развитие математических представлений и логики Итого 2. Количество часов Всего Теория Практика 36 12 24 36 12 24 72 24 48 Формы аттестации/ контроля педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение Содержание учебного (тематического) плана Первый модуль – «Развитие речи и обучение грамоте» № Тема занятия п/п 1. Буква «М» и звуки [М-М’], Количество часов 2 Теория: Развитие дыхания и артикуляционной моторики. Познакомить детей механизмом образования звуков [ммь], уточнение артикуляции звука, дать понятие «согласный звук, звонкий, твёрдый-мягкий», учить детей определять место звука из состава слогов и слов, выделение заданного звука из потока гласных, развитие фонематического слуха, отбор картинок с заданным звуком, познакомить с буквой М, следить чтобы ребёнок правильно читал согласные (коротко без призвука Э). Практика: Кто как кричит? Назови картинки со звуком М. С какого звука начинается слово. Кто в домике живет? 2. Буква «Н» и звук [Н] 2 Теория: Уточнение артикуляции звуков [н-нь] (работа с зеркалом). Характеристика звуков. Механизмы образования. Выделение звука в слове (начало, середина и конец). Звукобуквенный анализ двусложных слов со стечением согласных. Практика: Назови картинки со звуком Н. Сложи слог, прочитай слоги. Игра «Включи телевизор» (составить слово из первых звуков других слов – на материале картинок). Звукобуквенный анализ двухсложных и односложных слов. Обозначение схемами анализируемых слов. Определение ударного слога в двухсложных словах. Звуковой синтез и чтение односложных и двухсложных слов. 3. Буква «Ж» и звук [Ж] 2 Теория: Уточнение артикуляции звук [ж] (работа с зеркалом). Характеристика звука [ж]. Механизмы его 14 образования. Определение места звука в слове (начало, середина и конец). Дать понятие, что звук [ж] всегда твёрдый. Звукобуквенный анализ трёхсложных слов без стечения согласных, двусложных и односложных слов со стечением согласных. Продолжать подбирать слова к заданной схеме. Развитие фонематического слуха, общей мелкой и артикуляционной моторики. Практика: Игры и упражнения на звукобуквенный анализ и синтез. Игры и упражнения на слоговой анализ слов. Характеристика звука Ж. Знакомство с буквой Ж. Чтение слов и предложений с буквами Ж, Ш, З. Предложение с предлогом У. 4. Буква «Л» и звуки [Л-Л’] 2 Теория: Уточнение артикуляции звуков [л-ль] (работа с зеркалом). Характеристика звуков. Механизмы образования. Определение места звука в слове (начало, середина и конец). Звукобуквенный анализ и чтение слогов со стечением согласных. Составлять предложение из 3 слов и выкладывать схемы предложения. Практика: Где звук живет? (в начале, середине или конце слова). Сложи слог, прочитай слоги. Игра «Включи телевизор». Звукобуквенный анализ двухсложных слов. Игра «Светофор». Определение ударного слога в двухсложных словах. Звуковой синтез и чтение односложных и двухсложных слов. 5. Буква «Ф» и звуки [Ф-Ф’] 2 Теория: Уточнение артикуляции звуков [ф-фь] (работа с зеркалом). Характеристика звуков. Механизмы образования. Определение места звука в слове (начало, середина и конец). Отработка навыков чтения. Закрепить умение делить слова на слоги, звукобуквенный анализ слов. Практика: Игры и упражнения на звукобуквенный анализ и синтез. Игры и упражнения на слоговой анализ слов. Характеристика звука Ф. Знакомство с буквой Ф. Чтение слов и предложений с буквами В, Ф. 6. Буква «Ц» и звук [Ц] 2 Теория: Формирование представлений о гласных и согласных звуках, различие глухих и звонких, твердых и мягких согласных, ознакомление со звуком и буквой Ц, звукобуквенный анализ и синтез слогов разного типа, чтение слогов, слов, небольших простых предложений и рассказов с изученными звуками и буквами. Дифференциация звуков Ц и С. Практика: Игры и упражнения на звукобуквенный анализ и синтез. Игры и упражнения на слоговой анализ слов. Характеристика звука Ц. Знакомство с буквой Ц. Чтение слов и предложений с буквами Ц, С. 7. Буква «Ч» и звук [Ч’] 2 Теория: Формирование представлений о гласных и согласных звуках, различие глухих и звонких, твердых и мягких согласных, ознакомление со звуком и буквой Ч, звукобуквенный анализ и синтез слогов разного типа, 15 чтение слогов, слов, небольших простых предложений и рассказов с изученными звуками и буквами. Дифференциация звуков Ч и ТЬ. Практика: Игры и упражнения на звукобуквенный анализ и синтез. Игры и упражнения на слоговой анализ слов. Характеристика звука Ч. Знакомство с буквой Ч. Чтение слов и предложений с буквами Ч, ТЬ. 8. Буква «Щ» и звук [Щ’] 2 Теория: Формирование представлений о гласных и согласных звуках, различие глухих и звонких, твердых и мягких согласных, ознакомление со звуком и буквой Щ, звукобуквенный анализ и синтез слогов разного типа, чтение слогов, слов, небольших простых предложений и рассказов с изученными звуками и буквами. Дифференциация звуков Щ и Ч. Практика: Игры и упражнения на звукобуквенный анализ и синтез. Игры и упражнения на слоговой анализ слов. Характеристика звука Щ. Знакомство с буквой Щ. Чтение слов и предложений с буквами Ч, Щ. 9. Буква «Р» и звуки [Р-Р’] 2 Теория: Характеристика звуков [р-рь]. Механизмы образования. Определение места звука в слове (в начале, середине и конце слова). Закреплять умение придумывать слова с заданным звуком. Звукобуквенный анализ слов из трёх букв. Выделять гласные в слове. Закреплять понятия гласный и согласный звук. Развитие фонематического слуха, общей и мелкой моторики. Практика: Назови картинки со звуком Р. Звуковые кубики. Дать характеристику звука Р. Рассматривание буквы Р, рисование в воздухе. Чтение слогов с буквой Р. Звукобуквенный анализ слов со звуком Р. Чтение слов под картинками. Составление слов из разных слогов. Изменение слов при помощи перестановки слогов. Игра «Кому что надо?» Чтение слов со звуком Р и Л. Какие буквы надо написать в пустых клеточках. Чтение двухсловных и трехсловных предложений. 10. Буква «Й» и звук [Й’] 2 Теория: Характеристика звука [й’]. Механизмы его образования. Определение места звука в слове (в середине и конце слова). Закреплять умение придумывать слова с заданным звуком. Звукобуквенный анализ трёхсложных слов. Выделять гласные в слове. Закреплять понятия гласный и согласный звук. Анализ предложений из четырёх слов. Развитие фонематического слуха, общей, мелкой и мелкой моторики. Практика: Назови слова со звуком Й. Игры и упражнения на звукобуквенный анализ и синтез. Игры и упражнения на слоговой анализ слов. На какую букву похожа Й. Предложение с предлогом ЗА. 11. Буква «Э» и звук [Э] 2 Теория: Познакомить с гласным звуком [э], его условным обозначением, буквой Э. Формировать умение определять место звука в словах, закреплять умение печатать 16 изученные буквы. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Практика: Игры «Назови первый звук», «Эхо», «Назови лишнее слово», разучивание чистоговорок, игра «Домик». 12. Буква «Я» 2 Теория: Знакомство с буквой Я в начале слов, после гласных и после согласных, звукобуквенный анализ и синтез слогов разного типа, чтение слогов, слов, небольших простых предложений и рассказов с изученными звуками и буквами. Дифференциация А и Я, ознакомление с предлогом ПОД. Практика: Игра «Яша и Яна». Напиши букву Я в воздухе. Чтение слов и предложений с буквой Я. Придумай предложения со словами ЯБЛОКО, ЯКОРЬ. Какую букву надо написать вместо точек. Составление слов из слогов. Чтение слов и предложений с буквами А, Я. Предложения с предлогом ПОД. 13. Буква «Е» 2 Теория: Знакомство с буквой Е в начале слов, после гласных и после согласных, звукобуквенный анализ и синтез слогов разного типа, чтение слогов, слов, небольших простых предложений и рассказов с изученными звуками и буквами, ознакомление с предлогом С. Практика: Игра «Ели и Ежи». Напиши букву Е в воздухе. Чтение слов и предложений с буквой Е. Придумай предложения со словами ЕНОТ, ЕЛИ. Какую букву надо написать вместо точек. Составление слов из слогов. Чтение слов и предложений с буквой Ё. Предложения с предлогом С. 14. Буква «Ю» 2 Теория: Знакомство с буквой Ю в начале слов, после гласных и после согласных, звукобуквенный анализ и синтез слогов разного типа, чтение слогов, слов, небольших простых предложений и рассказов с изученными звуками и буквами. Дифференциация У и Ю, ознакомление с предлогом К. Практика: Игра «Юля и Юра». Напиши букву Ю в воздухе. Чтение слов и предложений с буквой Ю. Придумай предложения со словами ЮЛА, ЮБКА. Какую букву надо написать вместо точек. Составление слов из слогов. Чтение слов и предложений с буквами Ю, У. Предложения с предлогом К. 15. Буква «Ё» 2 Теория: Знакомство с буквой Ё в начале слов, после гласных и после согласных, звукобуквенный анализ и синтез слогов разного типа, чтение слогов, слов, небольших простых предложений и рассказов с изученными звуками и буквами. Дифференциация О и Ё. Практика: Игра «Ёлка и Ёжик». Напиши букву Ё в воздухе. Чтение слов и предложений с буквой Ё. Придумай предложения со словами ЁЖИК, ЖУЁТ. Какую букву надо написать вместо точек. Составление слов из слогов Чтение 17 слов и предложений с буквами О, Ё. 16. Буква «Ъ» (твердый знак) 2 Теория: Познакомить с буквой разделительный Ъ и его графическим изображением. Совершенствовать навык чтения. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа, фонематического восприятия. Практика: На какую букву похож Ъ, зачем он нужен? Найди Ъ среди других букв. Назови картинки (слова с Ъ). Чтение слов с Ъ. 17. Буква «Ь» (мягкий знак) 2 Теория: Знакомство с буквой Ь, звукобуквенный анализ и чтение слов с буквой Ь. Практика: На какую букву похож Ь, зачем он нужен? Найди Ь среди других букв. Назови картинки (слова с Ь). Чтение слов с Ь. 18. Звуки и буквы русского алфавита 2 Теория: Обобщение знаний о звуках и буквах, закрепление умения читать. Практика: Различные задания занимательного характера в структуре развлечения. ИТОГО 36 Второй модуль – «Развитие математических представлений и логики» № Тема занятия п/п 1. Представление об углах и видах углов. Количество часов 2 Теория: Сформировать представления о различных видах углов – прямом, остром, тупом. Закрепить знание цифр 1 – 4, знание состава числа 4, смысл сложения и вычитания, взаимосвязь между частью и целым, понятие многоугольника. Практика: математические игры, работа в рабочей тетради. 2. Представление о числовом отрезке. 2 Теория: Сформировать представление о числовом отрезке, познакомить со способом сложения и вычитания путем присчитывания и отсчитывания единицы на числовом отрезке; уточнить представление об отрезке, закрепить пространственные представления (вправо, влево); тренировать умение печатать цифры 14 в клетках; сформировать опыт действия по алгоритму, самопроверки по образцу, использования критериев для обоснования своего мнения. Практика: Игра «Веселые задачи», работа с числовым отрезком, «Волшебные мешочки», работа в рабочей тетради. 3. Число 5 и цифра 5. 2 Теория: Сформировать представление о составе числа 5 из двух меньших, опыт нахождения числа 5 на числовом отрезке; закрепить представления о смысле 18 сложения и вычитания и вычитания, переместительном свойстве сложения, тренировать умение составлять и решать простейшие числовые равенства на сложение и вычитание, выполнять операции сложения и вычитания с помощью числовой линейки; уточнить представление о числовом отрезке, порядке чисел в числовом ряду, сравнении чисел с помощью определения порядка их следования в числовом ряду; тренировать умение выделять и называть свойства предметов, разбивать группы предметов на части по свойствам, понимать и использовать символы для обозначения свойств предметов; сформировать опыт работы в парах. Практика: Игра «Динамические картинки», «На что похожа цифра 5», «Маляры», «Измеряем», работа в рабочей тетради. 4. Пространственные отношения: впереди, сзади. 2 Теория: Уточнить пространственные отношения: впереди, сзади. Закрепить взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц по числовому отрезку, количественный и порядковый счет в пределах 5, сформировать представления о составе числа 5. Практика: Игра «День-ночь», «Волшебный мешочек», «Волшебные ниточки», «Волшебные домики», работа в рабочей тетради. 5. Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше. 2 Теория: Закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, определять на предметной основе, на сколько в одной группе предметов больше или меньше, чем в другой, использовать знаки «>» и «<»; уточнить представления о числовом ряде, закрепить умение соотносить числа с символами, сравнивать числа с помощью определения порядка их следования в числовом ряду, определять на предметной основе, на сколько одно число больше (меньше) другого; тренировать умение ориентироваться по элементарному плану, решать простейшие примеры на сложение и вычитание; сформировать опыт преобразования способа решения задачи (проблемы) в зависимости от ситуации, опыт самопроверки по образцу, обоснования своего суждения, выполнения действий с комментированием. Практика: математические игры, работа в рабочей тетради. 6. Временные отношения: раньше, позже. 2 Теория: Уточнить временные представления (раньше, позже), закрепить умение устанавливать последовательность событий; закрепить представление о сравнении чисел с помощью определения порядка их следования в числовом ряду; тренировать умение 19 определять на предметной основе, на сколько одно число больше (меньше) другого; сформировать опыт работы в команде, взаимопроверки, достижения договоренностей и согласования общего решения; сформировать опыт самопроверки по образцу, аргументации своего мнения, действия по алгоритму с предварительным проговариванием его основных шагов, первичный опыт регулирования и планирования деятельности во времени. Практика: Игра «Строители», «Телефонисты», «Отсчитай», «Сколько», решение примеров, «Волшебный мешочек», работа с планом, работа в рабочей тетради. 7. Число 6 и цифра 6. 2 Теория: Сформировать представление о составе числа 6 из двух меньших, тренировать умение сравнивать числа в пределах 6 с помощью определения порядка их следования в числовом ряду; уточнить представление о числовом отрезке, формировать опыт обозначения числа 6 на числовом отрезке, тренировать умение присчитывать и отсчитывать единицу с помощью числового отрезка; закрепить представление о смысле действий сложения и вычитания, их записи, взаимосвязи части и целого, тренировать умение печатать цифры 1-5 в клетках; сформировать опыт работы в команде, самопроверки по образцу. Практика: Игра «Поезд», «Отвези гостей на праздник», «Составь число», «Геометрическое лото», «Домино», работа в рабочей тетради. 8. Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. 2 Теория: Сформировать представление об общепринятой единице измерения длины (ширины, высоты) – сантиметре, познакомить со способом измерения длины с помощью сантиметровой линейки; уточнить способы сравнения предметов по длине, представления о способе измерения длины с помощью мерки, зависимости результата измерения от величины мерки; тренировать умения сравнивать числа с помощью определения порядка их следования в числовом ряду и определять, на сколько одно число больше или меньше другого, печатать цифры в клетках; повторить свойства геометрических фигур; сформировать опыт действия по алгоритму и выражения в речи его основных шагов, нахождения и исправления ошибок, развивать коммуникативные навыки. Практика: Игры «Из чего составлена картинка», «Состав числа», «Веселый карандаш», «Веселые 20 задачи», «Путешествие по числовому отрезку», работа в рабочей тетради. 9. Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. 2 Теория: Сформировать представление об аналогии между делением на части отрезков и групп предметов; закрепить представление о сложении и вычитании чисел, взаимосвязи между частью и целым, тренировать умение составлять по картинкам и решать простейшие числовые равенства; тренировать умение использовать сантиметровую линейку для измерения длины; сформировать опыт выполнения действий с комментированием. Практика: Сравнение по длине, игра «Найди нужную тесемку», «Сосчитай», практическое измерение отрезков с помощью линейки, «Измерь стороны», «Сравни», решение примеров, работа в рабочей тетради. 10. Число 7 и цифра 7. 2 Теория: Сформировать представление о составе числа 7 из двух меньших; закрепить представление о сложении и вычитании чисел, взаимосвязи части и целого; тренировать умение использовать сантиметровую линейку для измерения длины, определять порядок чисел и изображать их на числовом отрезке, получать последующее число путем присчитывания одного отрезка; сформировать опыт работы в паре, самопроверки по образцу, нахождения и исправления ошибок. Практика: Игра «Поезд», «Отвези гостей на праздник», «Составь число», «Геометрическое лото», «Домино», работа в рабочей тетради. 11. Число 8 и цифра 8. 2 Теория: Сформировать представление о способах обозначения числа 8 с помощью точек и печатания цифры в клетках; сформировать представление о составе числа 8 из двух меньших чисел, смысле сложения и вычитания, их записи, взаимосвязи между частью и целым; закрепить представление о числовом отрезке, тренировать умение определять порядок чисел и изображать их на числовом отрезке, получать последующее число путем присчитывания одного отрезка, пользоваться часами; сформировать опыт работы в команде, самопроверки по образцу, выполнения действия с комментированием, построения простейших умозаключений. Практика: Игра «Поезд», «Отвези гостей на праздник», «Составь число», «Геометрическое лото», «Домино», работа в рабочей тетради. 21 12. Число 9 и цифра 9. 2 Теория: Сформировать представления о числе 9, его составе из двух меньших чисел, способах обозначения с помощью точек и печатания цифры в клетках, изображении на числовом отрезке; тренировать умение составлять и решать простейшие примеры на сложение и вычитание в пределах 9; тренировать умение выделять свойства предметов, сравнивать предметы по свойствам, пользоваться часами; сформировать опыт работы в паре, выполнения действия с комментированием, самопроверки по образцу. Практика: Игра «Поезд», «Отвези гостей на праздник», «Составь число», «Геометрическое лото», «Домино», работа в рабочей тетради. 13. Число 0 и цифра 0. 2 Теория: Сформировать представление о числе 0, способе его записи (печатания) в клетках, месте в числовом ряду и на числовом отрезке, сравнении, сложении и вычитании с 0; актуализировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов; тренировать умение соотносить числа с символами на основе представлений о взаимосвязи между частью и целым и порядке следования чисел в числовом ряду; сформировать опыт формулирования простейших умозаключений, аргументации своего мнения, самопроверки по образцу. Практика: Игра «В лесной школе», «На что похожа цифра», «Путешествие гусеницы», «Числовой отрезок», работа в рабочей тетради. 14. Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. 2 Теория: Сформировать представление о числе 10, его составе из двух меньших чисел, его записи в клетках, месте в числовом ряду и на числовом отрезке; тренировать умение составлять и решать простейшие примеры на сложение и вычитание в пределах 10, пользоваться часами; уточнить представление о сравнении предметов по площади с помощью мерки; сформировать опыт работы в паре, самопроверки по образцу. Практика: Игра «Путешествие в зоопарк», запись числа, загадки, логические упражнения, работа в рабочей тетради. 15. Знакомство с пространственными фигурами – шар. 2 Теория: Знакомить детей посредством математических образов с объемным телом «шар»; развивать логическое мышление методом анализа, обобщения, классификации, умение выделять лишнее (классифицировать плоские фигуры и объемные фигуры, объемные фигуры на тела вращения). Практика: Игра «Волшебный мешочек», «Фотографы», 22 «Найди и расскажи», «Зарядка», работа в рабочей тетради. 16. Знакомство с пространственными фигурами куб. 2 Теория: Знакомить детей посредством математических образов с объемным телом «куб»; развивать логическое мышление методом анализа, обобщения, классификации, умение выделять лишнее (классифицировать плоские фигуры и объемные фигуры, объемные фигуры на тела вращения). Практика: Игра «Угадай», «Волшебный мешочек», «Фотографы», логические задачи, работа в рабочей тетради. 17. Знакомство с пространственными фигурами - параллелепипед. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие логического мышления. Дни недели. Времена года. Год. 2 Теория: Знакомить детей посредством математических образов с объемным телом «параллелепипед»; развивать логическое мышление методом анализа, обобщения, классификации, умение выделять лишнее (классифицировать плоские фигуры и объемные фигуры, объемные фигуры на тела вращения); знакомить с понятиями «дни недели», «год». Практика: Работа с числовым отрезком, игра «Веселые задачи», «Сложение-вычитание», «Домино», работа в рабочей тетради. 18. Игра-путешествие в страну Математику. 2 Практика: Игра «Выбери транспорт», «Волшебная лужайка», «Салки», «Художники», «Числоград», «Железная дорога». ИТОГО 36 1.4. Планируемые результаты К концу освоения программы предполагаются следующие результаты: Метапредметные: - ребенок научится добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); - ребенок научится ориентироваться в тетрадях на печатной основе; - ребенок научится аргументированно высказывать свое мнение. Личностные: - ребенок научится договариваться о правилах поведения и общения; - ребенок научится самостоятельно решать поставленные задачи, ориентируясь на схемы, модели, алгоритмы. Предметные: 23 - ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; - знать порядок букв (алфавит); - различать гласные и согласные звуки; - правильно ставить ударение в знакомых словах; - свободно и осознанно читать простые слова; - правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры; - уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце; - проявлять интерес к родному языку; - ребенок должен различать и называть цифры и другие математические знаки (сложения-вычитания, знаки больше-меньше, равно); - знать геометрические фигуры; - ориентироваться в пространстве; - уметь составлять и решать арифметические задачи; - уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство. 2. Организационно-педагогические условия 2.1. Условия реализации программы Для успешной реализации программы созданы необходимые условия. Материально-техническое обеспечение: - музыкальный зал площадью 70 м2 - доска школьного типа с магнитной поверхностью (1 шт.) - двухместные столы (по количеству детей) - стулья, соответствующие ростовой группе (по количеству детей) - проектор - экран - ноутбук - демонстрационный и раздаточный материал к занятиям - индивидуальные рабочие тетради для детей (по количеству детей) - набор цветных карандашей (количество наборов по количеству детей) - простые карандаши (по количеству детей) - счетные палочки (по количеству детей) - геометрическое лото (по количеству детей) Информационное обеспечение: Интерактивные образовательные модули, которые используются при реализации программы: Графические диктанты для детей 6-7 лет https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/graficheskij_diktant.html Сайт Разумейкин https://www.razumeykin.ru/ Ютуб-каналы для детей https://www.youtube.com/watch?v=MpSWrX9xUWU 24 Детская Академия Петерсон https://dapeterson.ru/ Игры для изучения букв и звуков онлайн https://poskladam.ru/bukvy/bkvy_igrat_luntik_uchit_bukviy.html Кадровое обеспечение: Педагог МАДОУ детского сада № 465: Верхотурцева Елена Николаевна Образование: высшее (ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет») Стаж педагогической работы – 11 лет. Методические материалы: - учебно-методический комплект Дуровой Натальи Валентиновны «Обучение чтению дошкольников»: Поиграем в слова. От слова к звуку. От звука к букве. Читаем сами. Разрезной материал. Рабочие тетради и методические пособия. - учебно-методический комплект «Раз - ступенька, два - ступенька...», начальное звено непрерывного курса математики «Учусь учиться» (Л. Г. Петерсон, Г. В. Дорофеев, Н. Х. Агаханов и др.): Рабочие тетради методическое пособие. 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 1. Мотивационная готовность к школе (Венгер А.Л., Бугрименко Е.А. «Отношение ребёнка к школе») Инструкция: Ответь на вопросы: - Хочешь ли ты идти в школу? - Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе? - Как, по-твоему, лучше учиться: дома с мамой или в школе с учительницей? Знак «+» ставится при следующих ответах: 1 вопрос – утвердительный ответ 2 вопрос – указания на занятия, получение знаний (ответы, в которых называют только «игры с ребятами» и «перемена» или указывается, что «в школе не надо спать» и т.п. – оцениваются знаком «-» 3 вопрос – предпочтение школьного обучения домашнему Итоговый уровень сформированности положительного отношения к школе: Высокий уровень – 3+ Средний уровень – 2+ Низкий уровень – 1 или 0+ 25 Умение различать слово и предложение Умение вычленять ударение, определять его место в слове Умение понимать роль звука в слове Умение различать согласные звуки: твёрдые и мягкие Умение проводить звуковой анализ слова Умение называть слова с заданным звуком Умение делить слова на слоги ФИО 2. Диагностика по модулю «Развитие речи и обучение грамоте» Диагностические методики 1. Ребёнку предлагается подобрать слова, в которых один, два и три звука. Если ребёнок затрудняется, ему предлагаются предметные картинки. Даётся задание разложить картинки на три части. В первой слова с одним слогом, во второй - слова с двумя слогами, в третьей - с тремя. Слова: мак, мел, стол; лампа, лужа, книга; машина, рябина, малина. - Ребёнок самостоятельно выполняет задание без опоры на наглядность или с помощью карточек, но без ошибок или исправляет их самостоятельно. - Ребёнок выполняет задание с помощью карточек, прибегая к помощи воспитателя. - Ребёнок не справляется с заданием. 2. Ребёнку даётся задание: «Давай будем называть по очереди слова, которые начинаются со звука "р", потом со звука "рь"». - Ребёнок правильно выполняет задание. - Ребёнок выполняет задание, но допускает ошибки, самостоятельно исправляя их. - Справляется с заданием с помощью воспитателя. 26 3. Ребенку предлагается карточка с изображением розы и клеточки по числу звуков. Сколько клеточек нарисовано внизу рисунка? (Четыре). Что обозначает каждая клеточка? (Звук). Сколько звуков в этом слове? (Четыре). Какие звуки в этом слове можно долго тянуть, петь, громко кричать и при этом во рту ничего не мешает? ("о"; "а"). Как называются такие звуки? (Гласные). Какой фишкой обозначаются? (Красной). Найди место гласных звуков в слове и обозначь их фишками. Какие звуки в этом слове нам мешают произносить зубы и язык? ("д"; "м"). Как называются звуки, которые нельзя пропеть, прокричать? (Согласные). Какой фишкой обозначается согласный звук? (Серой). Найди место согласных звуков в слове и обозначь серыми фишками. - Ребёнок самостоятельно и правильно проводит звуковой анализ слова. - Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого. - Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем. 4. Вниманию ребёнка предлагается две картинки - с изображением луны и лисы. Воспитатель спрашивает: Какой первый звук в слове лиса? ("ль"). Какой первый звук в слове луна? ("л"). Какие это звуки? (Это звуки-братцы; если ребёнок забыл, то воспитатель помогает ему вспомнить этот термин). Назови большого братца ("л"). Как ещё называем большого братца? (твёрдый согласный). Фишкой какого цвета обозначает твердый согласный звук? (синей). Назови маленького братца ("ль"). Как мы его ещё называем? (мягкий согласный). Какой фишкой его обозначаем? (зелёной). Обозначь твёрдые звуки в этих словах фишками синего цвета, а мягкие - зелёными. Назови парные звуки этих согласных. - Ребёнок самостоятельно проводит звуковой анализ слова; если допускает ошибки, то исправляет их самостоятельно. - Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого. - Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем. 5. Задание: Найти звук, который заблудился. Синеет море перед нами, Летают майки над волнами. Как надо было сказать? (Чайки). Какой звук заблудился? ("ч"). На глазах у детворы Красят крысу маляры. Как надо было сказать? (Крышу). Какой звук заблудился? ("с"). Тает снег, бегут ручьи, На ветвях сидят врачи. Как надо было сказать? (Грачи). Какой звук заблудился? ("г"). 27 - Ребёнок правильно справляется с заданием, заблудившийся звук. - Ребёнок с правился с заданием, но не очень быстро. - Ребёнок справился с заданием с помощью воспитателя. сразу нашёл 6. Задание: произнеси слово игла так, чтобы я в нём услышала ударный гласный звук. Поставь фишку над ударным звуком. Затем воспитатель переставляет фишку (теперь она стоит над звуком "и"). Предлагает прочитать ребёнку слово с перенесённым ударением. Так говорят? Исправь мою ошибку - поставь нужный звук под ударение (ребёнок должен передвинуть фишку) и произнеси слово, чтобы было правильно. - Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок. - Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи воспитателя. - Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем. 7. Воспитатель показывает картинку с изображением белки. Кто здесь нарисован? (Белка). Что ты сейчас сказал? (Слово белка). Придумай предложение со словом белка. - Ребёнок различает понятия "слово" и "предложение"; понимает, что в предложении содержится какая-либо мысль (У белки пушистый хвост; Белка грызёт орешки и т. д.). - Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого взрослый подсказывает, что в предложении рассказывается о чём-либо. - Ребёнок справляется с заданием составить предложение только по образцу воспитателя. Уровни освоения программы НИЗКИЙ - Ребёнок пассивен в работе со звуками. Не владеет основными качественными характеристиками звуков в слове. СРЕДНИЙ - Ребёнку нравится выполнять задания со звуками. Ребёнок допускает ошибки в работе со звуками, но исправляет их с небольшой помощью взрослого. ВЫСОКИЙ - Ребёнок активен при выполнении заданий со звуками. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, ударный-безударный гласный, место звука в слове). 3. Диагностика по модулю «Развитие математических представлений и логики» Диагностическая карта Влияние знаний по формированию элементарных математических представлений у детей. 28 Методика № 1 - выявление умений счета. Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку посчитать до 10. Методика № 2 - выявление знаний цифр. Материал. Набор цифр в произвольном порядке. Инструкция по проведению. Педагог предлагает ребенку разложить цифры по порядку от 1 до 10, а затем назвать те цифры, которые ему покажут (9, 6, 3, 7). Методика № 3 - выявление умений соотносить количество предметов с цифрой. Материал. Набор цифр, мелкие игрушки. Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку отсчитать восемь игрушек, а потом обозначить это количество цифрой. Методика № 4 - выявление умений отсчитывать количество на одну единицу больше или меньше. Материал. По 10 елочек (другое) и грибов (другое). Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку отсчитать елочек на одну больше, чем грибов (четыре), после чего дает задание отсчитать грибов на один меньше, чем елочек (семь). Методика № 5 - выявление умений составлять число из единиц и различать количественный и порядковый счет. Материал. В ряду: свекла, кабачок, морковка, картошка, огурец. Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, из каких овощей составлена группа; которая морковка по счету; считать по порядку. Материал № 6 - выявление умений сравнивать две группы предметов. Материал. Перед ребенком пять больших матрешек и пять маленьких в кругу. Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на вопрос, каких игрушек больше. Методика №7 - выявление умений сравнивать предметы по длине. Материал. Перед детьми пять полосок разной длины, лежащих произвольно (разница между – 0,5 см.) Инструкция по проведению. Педагог задает вопросы. Одинаковы ли полоски по длине? Разложи их по порядку: от самой короткой до самой длинной. Назови, какие полоски по длине. Методика№ 8 - выявление знаний о геометрических фигурах. Материал. Два красных круга и один треугольник; два зеленых квадрата и один прямоугольник; три желтых прямоугольника разной конфигурации. По одному синему кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику. Инструкция к проведению. Задаются следующие вопросы. Сколько треугольников? Сколько четырехугольников? Сколько красных фигур? Назови зеленые фигуры. Методика № 9 - выявление умений ориентироваться в пространстве (слева, справа). Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, что 29 находится слева от него. Методика № 10 - выявление знаний о днях недели. Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку назвать дни недели по порядку, затем сказать, какой день недели сегодня, какой день недели был вчера, какой день недели будет завтра. Оценка результатов 1балл – ребенок самостоятельно справляется с заданиями, правильно отвечает на вопросы; 0,5 балла – ребенок справляется с заданиями с помощью педагога; 0 баллов – ребенок не справляется с заданиями. 30 Список литературы 1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М.,1991 2. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. М.,1993 3. Гризик Т. И. Готовлюсь к школе: методическое пособие/ Т. И. Гризик. - М.: Просвещение, 2011 4. Дурова Н.В. Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы (Поиграем в слова. От слова к звуку. От звука к букве. Читаем сами). - М.: Школьная книга, 2019 5. Дурова Н.В. Рабочая тетрадь «От звука к букве. Звукобуквенный анализ слов». - М.: Школьная книга, 2019 6. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Задачи в кроссвордах. Математика для детей 5–7 лет. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 7. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Который час?: рабочая тетрадь для детей 5–7 лет. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 8. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Сказочная математика: рабочая тетрадь для детей 6–7 лет. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 9. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька... Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 10. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька… Математика для детей 5–6 лет / Часть 1. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 11. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька… Математика для детей 6–7 лет / Часть 2. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 31