Содержание 1. Основные характеристики общеразвивающей программы 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 4 1.3. Содержание общеразвивающей программы 5 1.4. Планируемые результаты 17 2. Организационно-педагогические условия 17 2.1. Условия реализации программы 17 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 20 Список литературы Приложения 22 23 1. Основные характеристики общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Направленность дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы кружка «Речевичок»: социально-гуманитарная. Актуальность. Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы. Психологи считают, что в 5-7 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7-8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. Таким образом, возникла необходимость создания Программы для подготовки детей к обучению чтению. Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником: - читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная); - читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас; - чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно; - многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать; - чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения. Отличительные особенности. Данная программа направлена на подготовку детей 5 - 7 лет к успешному освоению чтения в начальной школе. В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы. Новизна предложенного проекта в том, что данная азбука развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию. Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов, животных и прочее. В процессе ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, которые рекомендуются выучить для 3 закрепления связи буквы с ее зрительным образом. Последовательность изучения букв алфавита предлагается по «Букварю» Жуковой. На занятиях дети заводят специальные тетради, куда зарисовывают образы букв и сами буквы. Из букв разрезной азбуки дети составляют слоги и слова. Рекомендуется подсказывать при забывании не сами буквы, а их образы. Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Адресат общеразвивающей программы. Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет, построена с учётом возрастных возможностей детей. Все задачи решаются последовательно, методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными и психологическими особенностями детей. Используется большое количество наглядного, раздаточного материала, дидактических игр и пособий. Занятия проводятся индивидуально. Режим занятий. Занятия проводятся во второй половине дня два раза в неделю, 8 занятия в месяц, 72 занятия в год. Продолжительность занятий для детей 5-6 лет не более 25 минут, для детей 6-7 лет не более 30 минут. При реализации программы учитываются индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками и умениями. Объем общеразвивающей программы. Программа рассчитана на два года (144 занятия). Срок освоения общеразвивающей программы. Продолжительность реализации программы – восемнадцать месяцев (период с сентября месяца по май месяц включительно), что составляет 72 недели, 2 года. Уровневость. Уровень сложности программы – «стартовый», т.к. предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. Формы обучения. Программа предполагает использование индивидуальной формы обучения. Виды занятий. Используются как традиционные занятия, так и занятия обобщения и систематизации знаний, способов деятельности и др. Формы подведения результатов. Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий. Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Речевичок» – открытое занятие для родителей. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель общеразвивающей программы. Формирование речевой 4 готовности к школе у детей 5 – 7 лет в процессе освоения устной речи на занятиях по подготовке к обучению чтению. Задачи общеразвивающей программы раскрывают пути достижения цели. Образовательные задачи: - обогащение речи детей за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассматривания иллюстраций, бесед и др.; - подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений). Развивающие задачи: - развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения; - развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других); - развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука); - развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать. Воспитательные: - развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми; - воспитывать инициативу, самостоятельность, доброжелательность. 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный план для детей первого года обучения (5-6 лет) № п/п Название модуля 1. Обучение грамоте Лексикограмматическая сторона речи Итого 2. Количество часов Всего Теория Практика 52 17 35 20 7 13 72 24 48 Формы аттестации/ контроля педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение Содержание учебного (тематического) плана 1. Обучение грамоте 1.1. Гласные звуки Теория: Формировать умение различать гласные звуки по принципу контраста и гласные, близкие по артикуляции, выделять гласные из слов. Уточнить в чем отличие гласных звуков от согласных. 1.2. - 1.3. Звук [а] и буква А Теория: Ознакомление с артикуляцией звука [а]. Формировать умение узнавать звук А в ряду гласных звуков, ударный начальный в словах, 5 определять место звука в слогах, словах. Знакомство с буквой А. Практика: Конструирование и печатание буквы А. Узнавание буквы А в словах. 1.4. - 1.5. Звук [у] и буква У Теория: Ознакомление с артикуляцией звука [у]. Формирование умения узнавать звук в ряду гласных звуков, ударный начальный в словах, определять место звука в слогах, словах. Знакомство с буквой У. Практика: Конструирование и печатание буквы У. Узнавание буквы У в словах. Составление и чтение слияний АУ, УА. 1.6. - 1.7. Звук [о] и буква О Теория: Ознакомление с артикуляцией звука [о]. Формирование умения узнавать звук в ряду гласных звуков, ударный начальный в словах, определять место звука в слогах, словах. Знакомство с буквой О. Практика: Конструирование и печатание буквы О. Узнавание буквы О в словах. Составление и чтение слияний АО, ОА, УО, ОУ. 1.8. - 1.9. Звук [и] и буква И Теория: Ознакомление с артикуляцией звука [и]. Формирование умения узнавать звук в ряду гласных звуков, ударный начальный в словах, определять место звука в слогах, словах. Знакомство с буквой И. Практика: Конструирование и печатание буквы И. Узнавание буквы И в словах. Составление и чтение слияний ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ. 1.10. - 1.11. Звук [т] и буква Т Теория: Ознакомление с артикуляцией звука [т]. Формирование навыка выделения конечного и начального звука [т] из слов, умения подбирать слова, которые заканчиваются звуком [т], слова, которые начинаются со звука [т]. Учить делить двусложные слова (тата, тото) на слоги. Знакомство с буквой Т. Практика: Конструирование и печатание буквы Т. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Т. Чтение двусложных слов с буквой Т. 1.12. - 1.13. Звук [п] и буква П Теория: Ознакомление с артикуляцией звука [п]. Формирование умения выделять конечный и начальный звук [п], навыка подбора слов, начинающихся и заканчивающихся звуком [п]. Деление двусложных слов (папа) на слоги. Знакомство с буквой П. Практика: Конструирование и печатание буквы П. Чтение прямых и обратных слогов, двусложных слов с буквой П. 1.14 - 1.16. Повторение и закрепление пройденного Теория: Закрепление знания пройденных букв и умения читать слоги и слова с ними. Формирование навыков звукового анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слогового анализа двусложных слов. Учить различать правильно и неправильно написанные буквы. Практика: Конструирование и трансформирование пройденных букв из различных материалов. 1.17. - 1.18. Звук [н] и буква Н Теория: Ознакомление с артикуляцией звука [н]. Формирование умения выделять конечный и начальный звук [н], навыка подбора слов, 6 начинающихся и заканчивающихся звуком [н]. Деление двусложных слов на слоги (Нина, Ната, нота). Буква Н. Практика: Конструирование и печатание буквы Н. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Н, двусложных слов с буквой Н. 1.19. - 1.20. Звук [м] и буква М Теория: Ознакомление с артикуляцией звука «м». Формирование умения выделять конечный и начальный звук «м», навыка подбора слов, начинающихся и заканчивающихся звуком «м». Деление двусложных слов на слоги (мама, Тома, Тима, пимы). Буква М. Практика: Конструирование и печатание буквы М. Чтение обратных и прямых слогов с буквой М, двусложных слов с буквой М. 1.21. - 1.22. Повторение и закрепление пройденного Теория: Различение звуков [н] – [м] в ряду звуков, слогов, слов. Подбор слов на заданный звук. Анализ и синтез слогов из двух звуков. Слоговой анализ двусложных слов. Практика: Составление и чтение слогов и слов из пройденных букв. 1.23. - 1.24. Звук [к] и буква К Теория: Ознакомление с артикуляцией звука «к». Формирование умения выделять конечный и начальный звук «к», навыка подбора слов, начинающихся и заканчивающихся звуком «к». Деление двусложных слов на слоги (маки, мука, кати). Буква К. Практика: Конструирование и печатание буквы К. Чтение обратных и прямых слогов с буквой К, односложных и двусложных слов с буквой К. 1.25. - 1.27. Звуки [б], [б’] и буква Б Теория: Ознакомление с артикуляцией звуков [б], [б’]. Формирование понятия о твёрдости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков [б], [б’]. Звуковой анализ слогов с этими звуками. Буква Б. Практика: Конструирование и печатание буквы Б. Чтение слогов, односложных и двусложных слов с буквой Б. 1.28. - 1.29. Звуки [б] - [п] Теория: Упражнения в различении звуков [б] - [п]. Узнавание буквы Б в словах. Закрепление понятий о твердости-мягкости и звонкости-глухости согласных звуков. Практика: Составление слов из данных слогов (ба-нан, бан-ка) 1.30. - 1.31. Звуки [д], [д’] и буква Д Теория: Ознакомление с артикуляцией звуков [д], [д’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, о глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков [д] и [д’]. Подбор слов, начинающихся со звуков [д] и [д’]. Звуковой анализ слогов со звуками [д] и [д’]. Буква Д. Практика: Конструирование и печатание буквы. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Д. Чтение односложных и двусложных слов с буквой Д. Узнавание буквы Д в словах. Узнавание наложенных и «зашумленных» изображений пройденных букв. 1.32. - 1.33. Звуки [г], [г’] и буква Г Теория: Ознакомление с артикуляцией звуков [г], [г’]. Закрепление понятий 7 о твердости и мягкости, о глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков [г] и [г’]. Подбор слов, начинающихся со звуков [г] и [г’]. Звуковой анализ слогов со звуками [г] и [г’]. Определение места звука [г] в словах. Буква Г. Формирование понятия о предложении. Практика: Конструирование и печатание буквы Г. Чтение слогов, односложных и двусложных слов с буквой Г. Узнавание буквы Г в словах. 1.34 - 1.35. Звуки [г] - [г’], [к] - [г] Теория: Упражнения в различении звуков [г] - [г’], [к] - [г]. Узнавание буквы Г в словах. Закрепление понятий о твердости-мягкости и звонкостиглухости согласных звуков. Практика: Упражнение в звуковом анализе слогов со звуком [г]. 1.36. - 1.37. Звуки [к] - [г], [к’] - [г’] Теория: Упражнения в различении звуков [к] - [г], [к’] - [г’] в словах. Упражнения в составлении и чтении слов с пройденными буквами. Практика: Упражнение в подборе данных звуковых схем к словам. Упражнение в чтении предложений с пройденными буквами. 1.38. - 1.39. Звуки [ф], [ф’] и буква Ф Теория: Ознакомление с артикуляцией звуков [ф], [ф’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение звуков [ф] и [ф’] из слов. Буква Ф. Закрепление понятия о предложении. Практика: Конструирование и печатание буквы. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Ф. Чтение слов с буквой Ф. Узнавание буквы Ф в словах. Упражнение в выделении начальных звуков в словах и их соотнесении с соответствующими буквами. Подбор слов, начинающихся со звуков [ф] и [ф’]. Звуковой анализ слогов со звуками [ф] и [ф’]. 1.40. - 1.41. Звуки [в], [в’] и буква В Теория: Ознакомление с артикуляцией звуков [в], [в’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение звуков [в] и [в’] из слов. Буква В. Практика: Конструирование и печатание буквы. Чтение обратных и прямых слогов с буквой В. Чтение слов с буквой В. Узнавание буквы В в словах. Подбор слов, начинающихся со звуков [в] и [в’]. Звуковой анализ слогов со звуками [в] и [в’]. Упражнение в выделении начальных звуков из слов и их соотнесении с соответствующими буквами. 1.42. - 1.43. Звуки [в] и [ф] Теория: Совершенствование навыка звукового анализа трехзвучных слов. Упражнение в узнавании букв в условиях наложения. Упражнение в определении места звуков [в] и [в’] в словах. Упражнения в различении звуков [в] и [ф]. Практика: Формирование навыка решения кроссворда. 1.44. - 1.45. Звуки [х], [х’] и буква Х Теория: Ознакомление с артикуляцией звуков [х], [х’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, о глухости и звонкости согласных звуков. Выделение звуков [х] и [х’] из слов. Буква Х. Практика: Подбор слов, начинающихся со звуков [х] и [х’]. Звуковой 8 анализ слогов со звуками [х] и [х’]. Упражнение в различении звуков [х] и [к] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях. Упражнение в выделении начальных звуков в словах и их соотнесении с соответствующими буквами. Конструирование и печатание буквы. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Х. 1.46. - 1.47. Звук [ы] и буква Ы Теория: Ознакомление с артикуляцией звука [ы]. Упражнение в узнавании звука [ы] в ряду звуков, слогов, слов. Ознакомление с буквой Ы. Практика: Упражнение в различении звуков [ы] и [и] в словах. Упражнение в делении данных слов на слоги. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложения с новой буквой. Формирование навыка печатания буквы Ы, слогов и слов с ней. Совершенствование навыка звукового анализа трехзвучных слов. 1.48. - 1.49. Звуки [с], [с’] и буква С Теория: Ознакомление с артикуляцией звуков [с], [с’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение звуков [с] и [с’] из слов. Подбор слов, начинающихся со звуков [с] и [с’]. Звуковой анализ слогов со звуками [с] и [с’]. Упражнение в определении места звука [з] в словах. Практика: Печатание и конструирование буквы С. Чтение обратных и прямых слогов с буквой С. Упражнение в определении начальных звуков в словах. Упражнение в делении данных слов на слоги. 1.50. - 1.52. Звуки [з], [з’] и буква З Теория: Ознакомление с артикуляцией звуков [з], [з’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, о глухости и звонкости согласных звуков. Выделение звуков [з] и [з’] из слов. Буква З. Закрепление понятия о предложении. Практика: Подбор слов, начинающихся со звуков [з] и [з’]. Звуковой анализ слогов со звуками [з] и [з’]. Упражнение в определении места звука [з] в словах, различении звуков [с] и [з] в словах. Конструирование и печатание буквы З. Чтение слогов, слов, предложений с буквой З. 2. Лексико-грамматическая сторона речи 2.1. Уменьшительно-ласкательная форма существительных Теория: Учить образовывать форму слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами по аналогии. Практика: Игра «Назови ласково» (имена, части тела). 2.2. Называние маленьких предметов Теория: Учить правильно называть маленькие предметы (стол – столик, носок - носочек). Практика: Игра «Большой – маленький». 2.3. Имена прилагательные Теория: Формировать умение обогащать речь прилагательными. Практика: Игра «Какой?» (снег – белый, холодный, искристый). 2.4. Глаголы Теория: Расширение запаса глаголов в речи. Практика: Игра «Что могут делать?» (ребёнок – кричать, бегать, спать). 9 2.5. Антонимы Теория: Учить подбирать антонимы к словам (радость - печаль, утро - ночь, сухой - мокрый). Практика: Игра «Слова наоборот». 2.6. Синонимы Теория: Ознакомление со словами, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же, помогают подробнее описать предмет. Практика: Игра «Слова - товарищи» (холодный - ледяной, морозный, студёный). 2.7. Предлоги Теория: Развитие способности использовать предлоги (за, в, перед, под, над, на) Практика: Игра «Где птичка?» 2.8. Союзы Теория: Обучение использованию в речи союзов в процессе рассуждений и ответов на вопросы. Практика: Игра «Потому что...» 2.9. Имена существительные во множественном числе Теория: Обучение образованию существительных во множественном числе. Практика: «Один – много» (ухо - уши, окно - окна, дерево - деревья). 2.10. Приставки Теория: Активизация глагольного словаря при помощи приставок. Практика: Игра с водой (наливать, выливать). 2.11. Имена числительные Теория: Обучение согласованию существительных с числительными. Практика: Игра «Посчитай предметы» (одна сушка, две сушки). 2.12. Относительные прилагательные Теория: Формирование навыка образовывать относительные прилагательные от существительных, обозначающих материал и вещества. Практика: Игра «Из чего - какой?» (из дерева - деревянный, из пластика пластиковый, из картона - картонный) 2.13. Изменение существительных по падежам Теория: Закрепление падежных окончаний существительных. Практика: Игры «Кто кем был?», «Кто кем будет?» (ворона - яйцом, гусеница - бабочкой). 2.14. Существительные в форме родительного падежа Теория: Упражнение на образование формы родительного падежа, развитие зрительного внимания и памяти Практика: Игра «Чего не хватает?» (чайник без ручки, машина без колеса, куртка без рукава). 2.15. Сложные слова Теория: Развитие ассоциативного мышления, понимание морфемного состава сложных слов. Практика: Игра «Как называется предмет?» (сам летает - самолёт, рыбу ловит - рыболов, вода падает - водопад) 2.16. Суффиксы -ик, - ищ, -чик, -иц, -ок, -к 10 Теория: Суффиксальный способ образования существительных. Практика: Игра «Человек-великан-лилипут» (глаза - глазища - глазки). 2.17. Однокоренные слова Теория: Образование однокоренных слов, расширение словарного запаса. Практика: Игра «Дерево родственных слов» (снег-снегирь, снежинка, снеговик). 2.18. - 2.20. Подведение итогов Теория: Обобщение знаний, полученных за учебный год Практика: Занимательные упражнения и игры со звуками, буквами, словами. Учебный план для детей второго года обучения (6-7 лет) № п/п Название модуля 1. Обучение грамоте Связная речь 43 14 29 29 9 20 Итого 72 23 49 2. Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение Содержание учебного (тематического) плана 1. Обучение грамоты 1.1. - 1.3. Повторение пройденного Теория: Упражнение в чтении слогов, слов, предложений с пройденными буквами. Упражнение в делении данных слов на слоги. Упражнение в определении места заданного звука в ряду звуков, слогов, слов. Практика: Составление и чтение слов из данных слогов. Составление предложений из образованных слов. 1.4. - 1.5. Звук [ш] и буква Ш Теория: Ознакомление с артикуляцией звука [ш]. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в слове, различать его со звуком [с]. Ознакомление с буквой Ш. Практика: Формирование навыка чтения слогов, слов и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. 1.6. - 1.7. Звуки [с] и [ш] Теория: Упражнения в составлении и чтении слов с буквами С, Ш. Различение звуков [с] и [ш] в ряду звуков, слогов, слов. Практика: Упражнение в звуковом анализе трехзвучных слов. 1.8. - 1.9. Звук [ж] и буква Ж Теория: Ознакомление с артикуляцией звука [ж]. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в 11 слове. Ознакомление с буквой Ж. Практика: Формирование навыка чтения слогов, слов и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления». 1.10 - 1.11. Звуки [з] - [ж] Теория: Дифференциация звуков [з]-[ж] в словах Практика: Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами. 1.12. - 1.13. Звуки [ш]-[с]-[ж]-[з] Теория: Дифференциация звуков [ш]-[с]-[ж]-[з] в словах. Практика: Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами. 1.14. - 1.15. Звук [э] и буква Э Теория: Ознакомление с артикуляцией звука [э]. Упражнение в узнавании звука [э] в ряду звуков, слогов, слов. Ознакомление с буквой Э. Упражнение в делении данных слов на слоги. Практика: Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Формирование навыка печатания буквы Э, слогов и слов с ней. Совершенствование навыка звукового анализа трехзвучных слов. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. 1.16. - 1.17. Звук [й], буква Й Теория: Ознакомление с артикуляцией звука [й]. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Формирование навыка узнавания звука [й] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях. Практика: Ознакомление с буквой Й. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. 1.18. - 1.19. Буква Е Теория: Ознакомление с буквой Е. Практика: Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений. 1.20. - 1.21. Буква Ё Теория: Ознакомление с буквой Ё. Практика: Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений. 1.22. - 1.23. Буква Ю Теория: Ознакомление с буквой Ю. Практика: Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений. 12 1.24. - 1.25. Буква Я Теория: Ознакомление с буквой Я. Практика: Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений. 1.26. - 1.27. Звук [ц] и буква Ц Теория: Ознакомление с артикуляцией звука [ц]. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в слове, различать его со звуками [с’] и [т’]. Закрепление представления о звонкости и глухости, твердости и мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Практика: Ознакомление с буквой Ц. Формирование навыка чтения слогов, слов и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления» 1.28. - 1.29. Звук [ч] и буква Ч Теория: Ознакомление с артикуляцией звука [ч]. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в слове, различать его со звуками [с’] и [т’]. Закрепление представления о звонкости и глухости, твердости и мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Практика: Ознакомление с буквой Ч. Формирование навыка чтения слогов, слов и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления». 1.30. - 1.31. Звук [щ] и буква Щ Теория: Ознакомление с артикуляцией звука [щ]. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в слове, различать его со звуком [с’]. Закрепление представлений о звонкости и глухости, твердости и мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов Практика: Ознакомление с буквой Щ. Формирование навыка чтения слогов, слов и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления». 1.32 - 1.33. Звуки [л], [л’] и буква Л Теория: Ознакомление с артикуляцией звуков [л] и [л’]. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Формирование навыка узнавания звуков [л] и [л’] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях. Ознакомление с буквой Л. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Практика: Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. 1.34. - 1.35. Звуки [р], [р’] и буква Р Теория: Ознакомление с артикуляцией звуков [р] и [р’]. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. 13 Формирование навыка узнавания звуков [р] и [р’] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях. Ознакомление с буквой Р. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Практика: Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. 1.36. - 1.37. Звуки [р]-[р’]-[л]-[л’]-[й] Теория: Упражнения в различении звуков [р]-[р’]-[л]-[л’]-[й] в словах. Практика: Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов, анализа предложений. Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами. 1.38 - 1.39. Буква Ь Теория: Ознакомление с буквой Ь. Формирование понятия о том, что эта буква не обозначает звука. Практика: Формирование навыков печатания и конструирования новой буквы, чтения слов и предложений с ней. 1.40. - 1.41. Буква Ъ Теория: Ознакомление с буквой Ъ. Практика: Формирование понятия о том, что эта буква не обозначает звука. Формирование навыков печатания и конструирования новой буквы, чтения слов и предложений с ней. 1.42. - 1.43. Повторение и закрепление пройденного (2 занятия) Теория: Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений. Практика: Совершенствование навыков печатания слов и предложений. Совершенствование навыков чтения слов, предложений, текстов, разгадывания ребусов и решения кроссвордов. 2. Связная речь 2.1. Простые распространенные предложения Теория: Учить составлению простых распространенных предложений по картинке. Практика: Распространение предложений при помощи ответов на вопросы: Кто? Что делает? Кому? Как? и т.д. 2.2. Описательные рассказы по темам Теория: Обучение составлению описательных рассказов по образцу, по вопросам, по плану, по схеме описания. Практика: Темы: «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные» и т.д. 2.3. Нелогические ситуации Теория: Учить замечать нелогические ситуации, небылицы, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного. Практика: В процессе чтения взрослым отрывков из стихотворения К. Чуковского «Путаница» дети замечают и запоминают небылицы. 2.4. Составление рассказа по серии картинок Теория: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серии картинок. Картинки служат планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. Практика: По каждой картинке составляется одно предложение и вместе 14 они соединяются в связный рассказ. 2.5. Установление правильной последовательности действий Теория: В серии картинок одна лежит не на своем месте. После нахождения ошибки составляется рассказ по всей серии картинок. Практика: Игра «Исправь ошибку» 2.6. Нахождение лишней для данного рассказа детали Теория: В серии картинок находится одна из другого набора. После удаления ненужной картинки составляется рассказ. Практика: Игра «Какая картинка не нужна?» 2.7. Описание предметов Теория: Обучать описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет. Практика: Игра «Отгадай-ка». 2.8. Последовательность хода действий Теория: В серии картинок одна выложена из ряда. Необходимо найти ей нужное место. Затем составить рассказ по восстановленной серии картинок. Практика: Игра «Найди картинке место» 2.9. Описание картины Теория: Учить находить и обсуждать ошибки при рассматривании картинки-нелепицы, доказывая, почему данное изображение ошибочное, чтобы получилось полное описание картины с элементами рассуждения. Практика: Игра «Чего на свете не бывает» 2.10. Составление рассказов Теория: Научить различать сюжеты разных рассказов. Из двух перемешанных наборов серийных картинок нужно выложить сразу две серии, затем составить рассказы по каждой серии. Практика: Игра «Составь два рассказа» 2.11. Подбор слов по смыслу Теория: Учить подбирать нужные слова в рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используются неподходящие по смыслу слова. Практика: Игра «Слово заблудилось» (На полу из плошки молоко пьет ложка (кошка). 2.12. Рисуночный план к тексту Теория: Научить записывать текст сказки при помощи рисунков. Затем рассказывать по ним сказку. Практика: Игра «Нарисуй сказку». 2.13. Придумывание сказки Теория: Обучить придумывать концовку сказки по ее началу. Практика: Рассказывание сказки «Козлята и волк». 2.14. Развитие творческого воображения Теория: Обучение свободному рассказыванию сказки после прослушивания и представления себя одним из главных персонажей. Практика: Дидактическая игра «А я бы…» 2.15. Развитие логического мышления Теория: Учить находить причину и следствие, развивать умение объяснять свой выбор, связную речь. 15 Практика: Игра-рассуждение «Что из чего». 2.16. Классификация предметов Теория: Обучать классифицировать предметы, подбирать обобщающие слова, обогащать словарный запас, развивать связную речь. Практика: Дидактическая игра «Подбери картинку». 2.17. Предметный словарь Теория: Развивать внимание, память, связную речь при назывании предмета, спрятанного взрослым, из 5-6 других. Практика: Игра-рассуждение «Чего не стало». 2.18. Противоречия Теория: Развивать воображение, связную речь при ознакомлении с противоречиями окружающего мира. Практика: Дидактическая игра на развитие речи «Хорошо-плохо» (дождь, город, зима). 2.19. Высшие формы мышления Теория: Развивать связную речь, воображение, высшие формы мышления – синтез, прогнозирование, экспериментировании - при фантазировании на разные темы. Практика: Игра-рассуждение «Если бы…» (я был волшебником, весна не наступит…). 2.20. Сказка наоборот Теория: Учить сочинять сказку по аналогии с известной, заменяя персонажей сказки, но оставляя описание хода событий. Практика: Игра «Перевертыши» («Зеленый беретик») 2.21. Рифмы Теория: Развивать воображение и фантазию при подборе рифм к словам. Практика: Игра «Веселые рифмы» (свечка-…печка, сапоги-пироги). 2.22. Описание Теория: Учить составлять описание животного по плану (Внешний вид. Где живет? Чем питается? Практика: Игра «Зоопарк». 2.23. Фантазирование Теория: Развивать воображение, описывая, что можно увеличить или уменьшить с помощью волшебной палочки. Практика: Игра «Увеличение-уменьшение» (лето-зима). 2.24. Разные взгляды Теория: Учить составлять описание предмета с точки зрения разных персонажей (аквариум – для его владельца, кота, рыбки). Практика: Игра «Разными глазами». 2.25. Изменения Теория: Развивать умение придумывать сказку с невероятным сюжетом (лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают). Практика: Игра «Измени характер персонажа». 2.26. Преображение Теория: Учить придавать объектам живой и неживой природы способностей и качеств живых существ (О чем думает ваша обувь?) 16 Практика: Игра «Оживи предмет» 2.27. Противоположности Теория: Развивать умение описывать ситуацию с точки зрения разных ее участников, интересы которых могут быть и противоположными. К примеру, с точки зрения лисы и зайца, медведя и пчел. Практика: Игра «Опиши ситуацию» 2.28. Повествование Теория: Учить фантазировать от имени предмета, вещи или явления, которые ведут рассказ (Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. Даю свет – лампочка) Практика: Игра-рассуждение «Автобиография», «Почини предложение» 2.29. Звуки и буквы Теория: Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений. Совершенствование навыков чтения слов, предложений, текстов. Практика: Отгадывание загадок, разгадывание ребусов и решение кроссвордов. 1.4. Планируемые результаты К концу освоения программы предполагаются следующие результаты: Метапредметные: - ребенок научится добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); - ребенок научится ориентироваться в тетрадях на печатной основе; - ребенок научится аргументировано высказывать свое мнение. Личностные: - ребенок научится договариваться о правилах поведения и общения; - ребенок научится самостоятельно решать поставленные задачи, ориентируясь на схемы, модели, алгоритмы. Предметные: - ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; - знать порядок букв (алфавит); - различать гласные и согласные звуки; - правильно ставить ударение в знакомых словах; - свободно и осознанно читать простые слова; - правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры; - уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце; - проявлять интерес к родному языку. 2. Организационно-педагогические условия 17 2.1. Условия реализации программы: Для успешной реализации программы созданы необходимые условия. Материально-техническое обеспечение: - кабинет площадью 12 м2 - доска школьного типа с магнитной поверхностью (1 шт.) - двухместный стол - стулья, соответствующие ростовой группе - ноутбук - демонстрационный и раздаточный материал к занятиям - индивидуальные рабочие тетради для детей - набор цветных карандашей - простые карандаши Информационное обеспечение: Интерактивные образовательные модули, которые используются при реализации программы: Обучение чтению детей (6 лет): https://www.youtube.com/watch?v=IzEY60IiVtM&ab_channel Ютуб-каналы для детей: https://www.youtube.com/watch?v=MpSWrX9xUWU Игры для изучения букв и звуков онлайн: https://poskladam.ru/bukvy/bkvy_igrat_luntik_uchit_bukviy.html Кадровое обеспечение: Педагог МАДОУ детского сада № 465: Васильева Ольга Вячеславовна Образование: высшее («Уральский государственный педагогический университет») Стаж педагогической работы – 23 года. Методические материалы: - учебно-методический комплект Ковригиной Т.Е., Шеремет Р.Е. «Занимательное обучение чтению», Журовой Л.Е. «Обучение дошкольников грамоте»: Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе. Играем со звуками и словами. Разрезной материал. Рабочие тетради и методические пособия. Методическая основа программы: - одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков; - непременное усвоение детьми слогов типа СГ (условно называемых слияниями), а также овладение плавным слоговым чтением; - применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов и слов, помогающих детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слов; - использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучении их главных свойств и признаков; - предоставление детям системы увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут усвоить программу; 18 - развитие зрительного, тактильного, фонематического восприятия, оптико-пространственного представления; - формирование у детей ведущих видов речевой деятельности говорения и слушания, чтения и письма. Этапы изучения буквы Для того, чтобы ребенок прочно усвоил буквы, он должен пройти следующие этапы их изучения. Основное направление: От звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа буквы к расчлененному (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные потом строчные). 1. Выделение изучаемого звука из слов. Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в ударном слоге (желательно без стечения согласных). 2. Называние буквы. Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются твердыми звуками, например, звук [с] обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ. 3. Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы. Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов. 4. Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка). Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы. Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п. 5. Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога). Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы. Важно, чтобы педагог предлагал вариант графического образа уже после того, как ребенок представил свой. 6. Предлагается стихотворное описание графического образа буквы. Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть. 7. Анализ буквы. Дети определяют следующее: - из каких элементов состоит буква; - из скольких элементов состоит буква; - как расположены эти элементы в пространстве. 8. Знакомство с траекторией движений при написании буквы. - Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности; - Обведение буквы по трафарету; 19 - Обведение буквы по контуру; - Запись буквы в воздухе; - Запись буквы мокрым пальцем на доске, на стекле, на песке и др. - Письмо буквы на ладони, на спине (дермолексия). 9. Автоматизация звукобуквенных связей. Дидактические игры. 10. Самостоятельное написание печатной буквы. 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Диагностические методики 1. Ребёнку предлагается подобрать слова с заданным количеством звуков (при затруднении используются предметные картинки). Даётся задание распределить картинки по схемам (одна полоска – слова с одним слогом, разделенная пополам – слова с двумя слогами, полоска с тремя частями – трехсложные слова). Слова: дом, лак, стул; лиса, кофта, книга; собака, дорога, машина. - Ребёнок самостоятельно выполняет задание без опоры на наглядность или с помощью карточек, но без ошибок или исправляет их самостоятельно. - Ребёнок выполняет задание с помощью карточек, прибегая к помощи взрослого. - Ребёнок не справляется с заданием. 2. Ребёнку даётся задание называть слова, которые начинаются с заданного звука (сначала с твердого, затем с мягкого варианта) - Ребёнок правильно выполняет задание. - Ребёнок выполняет задание, но допускает ошибки, самостоятельно исправляя их. - Справляется с заданием с помощью взрослого. 3. Ребенку предлагается выполнить звуковой анализ слова и составить его схему, объяснить отличие гласных звуков от согласных. - Ребёнок самостоятельно и правильно проводит звуковой анализ слова. - Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого. - Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем. 4. Ребёнку предлагается провести сравнительный анализ двух слов, одно из которых начинается с твердого, а другое – с мягкого согласного, и определить цвет, которым обозначаются эти звуки. - Ребёнок самостоятельно проводит звуковой анализ слова; если допускает ошибки, то исправляет их самостоятельно. - Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого. - Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем. 20 5. Задание: Исправь ошибку. За дверью слышен штук, В букете роз пять стук. На лугу пасутся кожи, Сумка сделана из козы. У барана растут ложки, За обедом нужны рожки. - Ребёнок правильно справляется с заданием. - Ребёнок справился с заданием, но не очень быстро. - Ребёнок справился с заданием с помощью взрослого. 6. Задание: произнеси слово рука, выделяя в нём ударный гласный звук. - Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок. - Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи взрослого. - Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем. 7. Задание: составить предложение по предметной картинке. - Ребёнок различает понятия "слово" и "предложение"; понимает, что в предложении содержится какая-либо мысль. - Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого взрослый подсказывает, что в предложении рассказывается о чём-либо. - Ребёнок справляется с заданием составить предложение только по образцу взрослого. Уровни освоения программы НИЗКИЙ - Ребёнок пассивен в работе со звуками. Не владеет основными качественными характеристиками звуков в слове. СРЕДНИЙ - Ребёнку нравится выполнять задания со звуками. Ребёнок допускает ошибки в работе со звуками, но исправляет их с небольшой помощью взрослого. ВЫСОКИЙ - Ребёнок активен при выполнении заданий со звуками. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, ударный-безударный гласный, место звука в слове). 21 Список литературы 1. Бортникова Е. Ф. Читаем по слогам. 5-6 лет Литур, 2016 2. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – СПб. – 2005 3. Дурова Н.В. Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы (Поиграем в слова. От слова к звуку. От звука к букве. Читаем сами). М.: Школьная книга, 2019 4. Жукова Н.С. Букварь. Учебное пособие Эксмо-детство, 2017 5. Журова Л.Е., Кузнецова М.И. Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе рабочая тетрадь №1,2 6. Журова Л.Е., Кузнецова М.И. Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами. Рабочая тетрадь №1,2 7. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001 8. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н.. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. - М.: «Школьная Пресса», 2004 9. Ковригина Т. Е., Шеремет Р. Е. - Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6—7 лет - Волгоград: Учитель, 2009 10. Полякова М. А. Как научить ребенка читать и писать / Марина Полякова, - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008 11. Пятак С. В. Читаю слова и предложения: для детей 5-б лет. В 2 ч. / С. В. Пятак; под ред. М. А. Зиганова. - М.: Эксмо, 2010 12. Юрчишина В.Д. Вижу – Читаю – Пишу. – М., 2006 22 Приложение 1 Календарный учебный график ДОП – дополнительной общеразвивающей программы кружка «Речевичок» на 2021 – 2022 учебный год месяц неделя старшая группа сентябрь I II III IV V I II III IV V I II III IV V I II III IV V I II III IV V I II III IV V I 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 1 1 1 октябрь ноябрь декабрь январь февраль март подготовительная группа 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 1 1 1 23 апрель май ИТОГО II III IV V I II III IV V I II III IV V 1 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 1 72 1 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 1 72 24 Приложение 2 Режим занятий ДОП – дополнительной общеразвивающей программы кружка «Речевичок» на 2021 – 2022 учебный год день недели понедельник, четверг вторник, пятница время занятий 15.05-15.30 инд. занятие 1 15.30-15.55 инд. занятие 2 15.55-16.20 инд. занятие 3 16.20-16.45 инд. занятие 4 16.45-17.10 инд. занятие 5 17.10-17.35 инд. занятие 6 17.35-18.00 инд. занятие 7 15.05-15.30 инд. занятие 1 15.30-15.55 инд. занятие 2 15.55-16.20 инд. занятие 3 16.20-16.45 инд. занятие 4 16.45-17.10 инд. занятие 5 17.10-17.35 инд. занятие 6 17.35-18.00 инд. занятие 7 15.00-15.25 инд. занятие 1 15.25-15.50 инд. занятие 2 15.50-16.15 инд. занятие 3 16.15-16.40 инд. занятие 4 16.40-17.05 инд. занятие 5 17.05-17.30 инд. занятие 6 17.30-18.00 инд. занятие 7 15.00-15.25 инд. занятие 1 15.25-15.50 инд. занятие 2 15.50-16.15 инд. занятие 3 16.15-16.40 инд. занятие 4 16.40-17.05 инд. занятие 5 17.05-17.30 инд. занятие 6 17.30-18.00 инд. занятие 7 25 26